Поначалу Давид ничего не видел и не слышал. Он, как будто, парил в невесомости. Потом картина стала проясняться, и появились первые звуки. На него надвигалось большое зелёное облако. Юноша захотел убежать, спрятаться от него, но не смог. Казалось, что его руки и ноги связаны невидимой, но очень крепкой верёвкой. А зелёное облако всё наступало и наступало. Вот оно уже совсем близко. От страха Давид покрылся холодным потом. - Что будет? Какой ужас… Зелёное облако угрожающе нависло над Давидом. А потом… рассыпалось на множество звонких капель. Каждая из них засверкала, заплясала в диком танце… И запела:
…Chaand Sifarish Jo Karta Hamari Deta Woh Tumko Bata Sharm-O-Haya Pe Parde Gira Ke Karni Hain Hamko Khata…*
Он увидел, что капли на самом деле – это танцующие в зелёных шёлковых сари юные индианки.
***
- Давид! Давид! Просыпайся! - Мама! Сегодня суббота! - Просыпайся, тебе говорю! Дядя звонит! - Который час? - Уже одиннадцать… - Где мой мобильник? - Дядя звонит на городской. Иди скорее! Давид спросонья надевает шорты задом наперед, не может найти тапки. Чертыхается и, как сомнамбула, босиком плетётся в салон. Мама передаёт ему трубку. - Алло, дядя? Ма нишма?** - Давид! Хочешь поехать со мной в Индию? - Куда, в Индию? Зачем? - Давид с трудом соображает. - В Индию! Мой ансамбль а капелла туда едет на гастроли на две недели. Поехали вместе! Сознание Давида потихоньку возвращается к нему. «Сон в руку», - думает он.
*** Гай Фалги, дядя Давида, любил петь. Если бы описание его любви к пению на этой фразе и закончилось, это означало бы, что ровным счётом ничего не было сказано. Он пел, когда был ещё малышом. Он пел в школьном хоре. В ЦАХАЛе*** он уже пел в ансамбле. А что было потом? Он продолжал петь? Естественно, на каждом семейном торжестве, на своих Бар-Мицве и свадьбе... На всех, без исключения, официальных мероприятиях. И не только. Дядина любовь к пению была, можно сказать, слепой; нот он и в глаза не видел... Мелодии полюбившихся песен «схватывал налету». Со временем, он, конечно, осилил нотную грамоту. А когда Гай решил организовать ансамбль а капелла, туда он стал приглашать профессиональных певцов. В то время он уже был сорокалетним главой большого семейства. Седина в бороду - бес в ребро ... Нет, изменять тихой мягкосердечной жёнушке он и не собирался. Бесы дяди только пели и звали за собой петь по всему белому свету. Ансамбль под его руководством традиционно стал участвовать в фестивалях клейзмеров в Цфате, в Иерусалиме... Т.к. всем четверым его отпрыскам «медведь на ухо наступил», свою страсть к пению дядя разделял с музыкально одарённым племянником. Уже успел свозить шестнадцатилетнего Давида на певческий фестиваль в Грецию и Болгарию. А на сей раз, значит, пришло время Индии… Репертуар ансамбля Гайя в стиле а капелла включал вокальные аранжировки известных израильских песен, народных песен разных стран, популярных песен на английском и др.
*** Дядя договорился обо всём по телефону. Вёл переговоры Гай Фалги на английском (языком хинди наш герой ещё не владел). Почти сразу в индийских газетах «ИНДУСТАН» и «The Times of India» появилась реклама об израильских гастролёрах. Концерты должны были проходить в Бихаре, восточном индийском штате. Открытый театр находился среди густых бамбуковых зарослей на окраине города Гая, что у реки Фалгу. «Гай Фалги выступает в городе Гая на реке Фалгу! Это ж надо, чтобы так всё совпало», - часто впоследствии вспоминал об индийских гастролях Давид. Причём, нужно отметить, что жители Бихара очень гордились своим штатом. Ведь именно там под деревом Бодхи достиг просветления сам Будда.
*** Дядя с племянником и его ансамбль а капелла в полном составе приехали в Бихар за два дня до начала выступлений. Ещё оставалось достаточно времени, поэтому весь ансамбль а капелла, включая Давида, поехал на экскурсию по старому Бихару. Первая поездка пришлась на вторую половину дня. В отблесках заходящего солнца экскурсантам открывалось величественное зрелище. Буддийские храмы поражали диковинной красотой. Казалось, что резные фигурки на их стенах оживали и исполняли на бис свои бесконечные танцы. Это было своеобразное «каменное кино»... Давид с изумлением взирал на древние стены, доказывающие красоту и неисчерпаемую фантазию индийского эпоса. И снова, как в том странном сне, юноше почудилось грустное нежное пение о слепой любви. После экскурсии певцы успели ещё заехать в театр, где им предстояло выступать. От того, что они увидели, им стало плохо… Они снова поразились, но, на этот раз, отнюдь, не красотой, а запущенностью и убогостью. Казалось, что по сцене открытого театра стадо буйволов прошло. Доски во многих местах потрескались и прогнулись, где то вообще сломались, и вместо них в тех местах зияли дыры… В общем, вид сцены был крайне неприглядным. Было понятно, что театр к концерту не подготовлен. Заметив замешательство певцов, директор театра – маленький смуглый мужчина неопределённого возраста, одетый в белое мунду, заискивающе заулыбался и заверил, что к выступлению ансамбля всё будет исправлено. Но, перед началом представления сцена оставалась такой же. А собравшихся зрителей ничего не смущало. Пока шла подготовка к концерту, они смотрели на большой экран, где пел о своих страданиях и слепой любви главный герой в исполнении актёра из непотопляемой династии Капуров. - Не беспокойтесь! – снова заверил приунывшего Гайя и его людей директор. Всё будет в порядке! И вот, разодетые певцы уже стоят за кулисами и готовы выйти на сцену. Конечно же, в мрачнейшем настроении, мысленно готовясь ломать руки и ноги во имя искусства… Вдруг, они слышат какой то шум, выглядывают из-за кулис… И видят толпу. Это мужчины, все в белом, человек полста, примерно. Они все направляются в сторону сцены. «Опоздавшие зрители», - подумали поначалу наши гастролёры. Давид тоже видел эту толпу, сидя в первом ряду прямо перед сценой. У него в голове промелькнула невесёлая мысль, к сожалению, ставшая повседневной для израильского подростка: «А не террористы ли это?» Но толпа индийцев не рассеялась среди зрителей, а пошла как бы на таран... войдя под сцену через небольшую боковую дверь. Всё это происходило на глазах изумленных певцов и довольно равнодушной публики. Шум смолк. Директор театра объявил выступающих - гостей из Израиля. Раздались жидкие аплодисменты, и представление началось. Три часа пели дядя и его ансамбль, лишь ненадолго прерываясь. ТРИ ЧАСА чамары****, а кто же ещё пошёл бы на такое за несколько рупий, молча подпирали старые сломанные доски сцены своими руками, подобно древнегреческим атлантам, держащим на своих плечах небесный свод. И так повторялось каждый вечер во время двухнедельных гастролей ансамбля.
Читатель, конечно, поинтересуется, как проходили сами концерты. Тут стоит заметить, что у индийцев особое отношение к музыке и пению. Они считают, что вся музыка произошла от Омкары – звука, возникшего при сотворении Вселенной. Наверно, гастролёры из Земли Обетованной пели в унисон со всей Вселенной, т.к. их выступления неизменно проходили на «УРА»!
…Chaand Sifarish Jo Karta Hamari Deta Woh Tumko Bata Sharm-O-Haya Pe Parde Gira Ke Karni Hain Hamko Khata…
ЗАНАВЕС.
*Слова из песни к индийскому кинофильму «Слепая любовь» 2006 года (хинди). **Как дела (иврит). *** Армия обороны Израиля (иврит). **** индийцы из секты неприкасаемых.
10.01.17.
|