Папарацци. В который раз, в которую годовщину, по телевидению крутят ужасающие кадры, - папарацци гонятся за мерседесом Принцессы Дианы и её спутника Доди Альфаеда. Погоня привела к аварии … «Какие гады! Никакой совести!»: всегда думалось мне. А дальше -: «А сам-то, сам-то …» В середине восьмидесятых я повадился в Москву. Работал я в одном из ереванских НИИ и по поводу, а чаще – без повода, напрашивался и брался за все командировки – желательно в Москву. Там я «доставал», «выбивал», отгружал, а затем в весёлом подпитии лихо вытанцовывал невиданные кренделя в различных ресторанах столицы –, лишь бы понравиться … Билеты из Еревана в Москву были в большом дефиците, - желающих вытанцовывать кренделя было предостаточно. Но я, неожиданно для себя, оказался в привилегированном положении, - моя одноклассница Ира Колозян тихой мышкой сидела билетёром в центральных аэрокассах города. И в этот раз, оставалось только появиться в зале и поверх галдящей очереди – рост позволял – вальяжно пощёлкать пальцами -: «Колозик, Колозик … На завтра …» - всё: вечером к закрытию – за билетами.
В то время мы «ходили» втроём: я – не от мира сего, фантазёр и резонёр; толстяк – предприимчивый, в меру циничный авантюрист и юморист; «мастер» - человек конкретный, знающий множество технологий, а также – что из чего сделано. Мы как-то дополняли друг друга. Поздняя осень – она и в Ереване поздняя -: грязь; слякоть; запах прелого компоста из гнилых, опавших листьев. В авиакассах – не лучше: не кондиционированное, тогда, помещение; уйма потного народа в плащах и полупальто; грязные полы из мраморной крошки. Я зашёл, подошёл к толпе у нужной кассы; механически, уже не глядя, вскинул вверх руку; открыл рот, чтобы -: «Колозик, Колозик …», и остолбенел, - прямо под моей рукой, в потных, душных авиакассах города Еревана, в конце галдящей очереди, стояла, … вы не поверите, … она, … «Наденька», … «лапонька» … Барбара Брыльска, … «Ирония судьбы …». Стояла она не одна, а с, сравнительно, высоким, стройным, сухощавым парнем в сером плаще, с продолговатым лицом с щетиной недельной небритости, с грустными глазами. Стояли они молча. «Расстаются …» - очевидно!
Тут необходимо сделать небольшое, или как получится, отступление: Ереван – город уникальный! Я объясню – почему … Ереван – город-подвиг! Подвиг Архитектора Александра Таманяна. Существует много героических профессий: космонавт; разведчик; пожарник … Архитектор – не самая героическая … Но не в данном случае! Академик – удостоен этого звания Академией художеств Российской Империи в 1914 г. в возрасте 36-ти лет - Таманян в 1917 г. был избран председателем Совета Академии художеств и Председателем Совета по делам искусств. Сложные взаимоотношения с большевистским правительством вынудили Академика Таманяна покинуть Петербург. И ту начинается самое интересное! Уехал Таманян с семьёй не в Париж, не в Лондон, - не в Европу, откуда были корни его супруги Камиллы Матвеевны Бенуа-Эдвардс, а бежал он в голодную и растерзанную Армению, от которой к лету 1919 года мало что осталось – небольшой клочок земли. Но на этом клочке была создана Первая Республика, которая выстояла и даже нанесла немногочисленными силами сокрушительное поражение туркам в битве при Сардарапате. Именно эти успехи и привели Таманяна в Ереван – город, расположившийся у подножия горы Арарат, вокруг города-крепости Эребуни (Эревуни), 2750-летие которого справлялось затем в 1968 году. Началась работа над планом города. Таманян снабдил экспедицию по исторической Армении, исследуя церковную, храмовую, соборную архитектуру, оставшуюся с четвёртого века. Падение Первой Республики под натиском 11-ой большевистской армии заставило его бежать в соседнюю Персию. Кончина дочери вернула его в Ереван, где он начал сотрудничать с большевистским правительством Александра Мясникяна. Ереван и создан, как единое, симфоническое, соборное творение. Творчество Таманяна, а в дальнейшем и его последователей, дышит романтизмом и гармонией, подчинённой последовательной логике, в достаточно сложном ландшафте. «Гений неоклассицизма …» Особое внимание уделялось неповторимости фасадов с каменными барельефами. Розовотуфовый город разговаривает и приветствует своими символами: виноград – желает благосостояния; крутящиеся лепестки – знак вечности; армянский «миандр» - философию перетекающей материи… Город воспитывает своей красотой!
Я это к чему!? Выросший в Ереване - умеет смотреть на женщин … невидящим, но всё подмечающим взглядом. Именно так я смотрел на Барбару Брыльску, стоящую под моей рукой в душных аэрокассах города Еревана. Я вышел на улицу. «Ну как, купил?» - толстому авантюристу явно не терпелось. «Нет! Там … это …» «Что – это?» «Наденька …, в смысле, … «Анатомия любви» …» «Какая ещё … «Анатомия …» … Ты чем там занимался?» «Там Наденька … лапонька … Москва, Москва …» - я, как мог, передразнивал Андрея Мягкова. Представляете – удалось! «Да ты … что?» «Дело тебе говорю!» «Э! Обознался …» «Издеваешься!? Сара – «Фараон» …» Толстяк посерьёзнел; «мастер» мудро молчал. «А ну отойди!» - толстый решительно двинулся в аэрокассы. Вышел - весьма обеспокоенный. «Двухкопеечные нужны!» «Мастер» воспринял это как приказ: куда-то ринулся и вскоре вернулся с горсткой необходимых монет. «Эх, телефонную книжку забыл!» «Мастер» достал из нагрудного кармана куртки, почти новую, аккуратную, маленькую телефонную книжку и началось … «Здорово, братан! Слушай, тут такое дело … Мы тут с Наденькой … Как какой? Той самой … из кино … Понял! Короче, берёшь три рубля …»
По три рубля Наденька пошла плохо, - мы получали-то: кто – сто двадцать; кто – сто пять … Три рубля – это … три рубля, а вот по рублю … пошла на ура. Набралось человек пять. Но все пришли в разное время. Кому удалось «невидящим взглядом» лицезреть в авиакассах, - остальным пришлось потрудиться. Брыльска со своим спутником вышли и спустились вниз по проспекту. Мы наняли такси и спустились ниже, а затем небольшой группой «прохожих» с «невидящим» взглядом поднялись вверх. Вот и всё! И все живы … Правда потом по рублю никто …, да и мы забыли, усевшись в ближайшем кафе за чашечкой чёрного кофе.
Это я к чему!? Приезжайте в Ереван, – речь идёт о прекрасной половине – найдите себе «доди» и гуляйте сколько вздумается. Миллионный Ереван очарует вас своей красотой, пожелает вам здоровья, и расскажет свою историю за 2794 года. Расскажет и историю об одном из своих создателей – Архитекторе Александре Таманяне.
|