ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



На грани

Автор:
Автор оригинала:
Осокин Олег
Дождливым сентябрьским днем тысяча девятьсот тридцать восьмого года в одном из пражских кафе произошло убийство. А может и самоубийство. А может и несчастный случай. Никто как следует не разбирался. Время было тревожное. Страна стояла на грани. Имелся лишь один труп, а скоро могли появиться тысячи других. Германия угрожала.
Инспектор Коржек вдыхал аромат крепкого кофе и смотрел за окно. Там так сыро и тоскливо. У инспектора была назначена встреча. Сейчас придут они. Два корреспондента- два соперника. Прогермански настроенный пан Чич- известный борзописец и сторонник судетских немцев и горячий патриот некто пан Янек. Последний должен сегодня умереть. Коржек безразлично вздохнул- надо так надо. Карман его брюк оттягивал пистолет.
Милая барышня- официантка прошла мимо и принялась вытирать тряпкой соседний столик. Черные волосы, челкой почти до тонких, тугих, словно натянутый лук, бровей, большие голубые глаза, неулыбчивый рот. Но Коржеку показалось, что эта девушка очень приятно улыбается, и так захотелось развеселить ее. Девушка немного напоминала рисунок на старинном гобелене, который инспектор видел в детстве. И так хорошо и спокойно стало ему в этот миг. Но уже в следующий Коржек вернулся в реальность. Да, Чехословакия на грани.
Хоть армия страны и может насчитывать после мобилизации свыше миллиона молодых крепких солдат, хоть вдоль границы с агрессором и выстроены неприступные укрепления, хоть на вооружении и стоят сотни новейших танков и самолетов, хоть Франция и обещала военную помощь в случае опасности, но все таки надвигающаяся гроза пугала Коржека. Страшился он даже не Германии, а внутренних врагов. Разжигаемый из-за кордона дикий национализм судетских немцев, неуправляемый, коварный сепаратизм в Словакии, готовый нанести удар в спину, делал победу сомнительной, даже невозможной. Родину надо было спасать от заведомо проигранной войны. Так считал инспектор Коржек. Так же считал пан Чич и некоторые высокопоставленные фигуры в правительстве. Но иначе думал пан Янек. Безвестный пражский писатель, чьи статьи едва ли печатались на третьей странице, но чем-то не угодивший, опасный. Кто-то из капитулянтски настроенной верхушки усмотрел в нем угрозу. Коржек получил задание устранить его.
Пражские соборы! Ах, какое вы чудо! Средневековая готика, мрачная и возвышенная. Пражане привыкли к ним и порой совсем не замечают этих чудес. Но какое впечатление произвели шедевры архитектуры на молодого провинциального паренька двадцать лет назад впервые приехавшего в Прагу. Еще живы были в пане Коржеке те волнительные чувства: трепет перед величием, восхищение мощью строений. И как можно подвергать это угрозе войны? Подставлять под бомбы немецких самолетов? Никогда!
Янек умрет. Войны не будет. Со временем независимая Чехословакия возродится. Пусть логический ряд не вполне последовательный, но инспектор так волновался, что не отнесся критически к своим рассуждениям.
Соперники появляются почти одновременно. Оба мокрые, но решительные. “Знакомьтесь. Это- пан Янек из газеты “Дом”, а это- пан Жуниц из “Подгальских ведомостей”- представил пан Чич инспектора Коржека вымышленным именем. Известный оратор Чич сразу захватил бразды беседы в свое распоряжение. Он начал запальчиво и дерзко: “Господа! Мы ничего не можем сделать для родины? Неправда! Тот, кто утверждает такое- лжец! Мы- истинные патриоты Чехословакии, спасем ее! Именно силой слова мы сумеем убедить народ не сопротивляться! Продажные шкуры в правительстве толкают страну к гибели. Война- это смерть! Они притесняют судетских немцев, угнетают их! А скажите по совести, нужны ли нам эти немцы? Нет! Их только кормить приходится! Давайте отпустим их на волю, дадим свободу целому народу! В глазах мирового сообщества мы будем выглядеть справедливой нацией, уважающей чужое право, героями демократии! Но этого мало! Словаки не хотят жить с нами в единстве? Пожалуйста! От них одно беспокойство! Вчера в Братиславе два словацких террориста устроили стрельбу в театре. Несколько человек получили ранения! А в низах брожение и недовольный ропот. Полиция даже не посмела арестовать этих террористов. Они, дескать, словацкие народные герои. Знаете, к чему это ведет? К анархии! Я все больше убеждаюсь, что со словаками нам не по пути! Есть единственный путь к спасению. Его я вам и предлагаю. Давайте объединим наши усилия, и кончиком пера, словно острием шпаги, загоним дикого зверя в умах обывателей в нужные нам клетки! Dixi*!”
Коржек был впечатлен речью. Он посмотрел на Янека- тот недовольно усмехнулся. Строптивец! Не разделяет взглядов пана Чича? Ну что ж, кто не с нами, тот против нас! В конце концов жизнь- всего лишь путь к смерти.
Но тут говорить начал Янек. Как не пытался потом Коржек вспомнить его слова, ему это не удалось. Но слова были прекрасными! Дремавшая до этого национальная гордость пробудилась от этих слов. Мы- чехи! Мы- свободны! Многое передумал спустя время Коржек, многое осмыслил, усвоил правоту Янека. Но тогда, в миг решимости он понял, что не способен убить этого человека. Никак. Он- гордость Чехии, ее певец, миссия независимости. Тут пан инспектор взглянул на пана Чича. Лицо того перекосила злоба. Он с ненавистью смотрел на Янека. Жалкой и ничтожной казалась его речь на фоне выступления Янека. Тщеславие пана Чича было уязвлено.
Когда тот закончил, Чич сказал: “Ну что же, хорошая речь. Вы, пан Янек, прирожденный оратор, с чем вас и поздравляю. Но с содержанием вашего выступления я не согласен и берусь его опровергнуть. Но это чуть позже. У нас с паном Жуницем будет конфиденциальный разговор. Вы уж извините. Мы отойдем на минутку и тотчас же вернемся.”
Коржек и Чич встали из-за стола и прошли в небольшой зал, который был заранее заказан Чичем. Там их дожидался еще один человек. Неулыбчивый
_______________________________________________________________
*-Dixi (лат.)- Все сказал


незнакомец в сухом плаще. Значит он здесь уже давно. Либо пришел до нанала дождя, либо успел обсохнуть. Пан Чич не представил его, а сразу с возмущением заговорил: “Ну, что пан Коржек, вы его слышали? Да, он действительно опасен!” Инспектор молчал. “Вот что,”- Чич приблизился вплотную и зашептал на ухо: “Я все подготовил. Этот человек- убийца из Брно. Он поможет вам избавиться от Янека. Тело затем спрячете в придорожной канаве. Я сейчас должен обеспечить себе алиби. Я человек слишком заметный и в момент смерти Янека меня должны видеть в другом месте. Итак, когда все закончите, приезжайте ко мне- получите новые инструкции.” Коржек посмотрел ему в глаза. “Я готов,”- только он и сказал.
Наутро недалеко от Праги рядом с дорогой был обнаружен застреленный неизвестный. Полиция опознала в нем печально известного уголовника из Брно Карела Шульца. Свидетелей злодеяния не нашлось и расследование почти не проводили. Типичная бандитская разборка. Найти виновного, как правило, невозможно. А тут еще надвигается война. Не до этого.
Инспектор Коржек и журналист Янек бесследно исчезли.



Читатели (538) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы