В НАЧАЛЕ. Всё начиналось по Божески – была создана земля, на которой Хозяин отвёл человеку главенствующая роль. Всю жизнь обитать в райском саду мы не могли, выполняя примитивную работу уборщиков мусора, ибо одной из главных задач человеку было вменено развитие. От древа познания мы получили примитивное – что такое хорошо, и что такое плохо. А дальше, несомненно - по плану Творца, мы сами должны были стать самостоятельными созидателями. В сегодняшней жизни – аналогичное: приходит время, и дети, подучившись, покидают родные пенаты. Но мы – помним своих родителей, любим их. Почему же наши предки забыли о Созидателе? Плюс - КАК ВОЗНИКЛО МНОГОБОЖИЕ? Жизнь за пределами райского сада, в котором кайфовали на всём готовеньком и даже не обременяли себя одеждой, оказалась не сладкой. Чтобы съесть, надо – достать. Нет, не протянуть руку и сорвать; надлежит вырастить – дерево с плодами, птиц, животных. Дикие звери – не только еда для нас, ибо мы – еда для них. Вокруг – непонятка. Солнышко, такая прелесть, отепляет, помогает урожаю созревать. И вдруг – то перегреет, то пропадёт, и хлебушка на зиму - нет. Речка. Водичка, (а это – жизнь!), в ней – рыбка. И вдруг – разлив, потоп, или наоборот – обмельчание. А как жил сам народ, как относился к своим и чужим? Кучковались – отцы, дети, внуки – большой семье существовать безопаснее. Бывало всё, вплоть до людоедства. От сильных – защищались, но знали – надо «дать на лапу», и плохой станет лучше. Природное, которое сильнее человека, - обожествлялось. Страх породил божков и религии! Поэтому, чтобы они смилостивились, появились жертвоприношения, ибо история «взяткодателей» Авеля и Каина, очевидно, передавалась из поколения в поколение. А что же Бог? И где Он? Везде! Но дав нам свободу выбора, длительное время может, по большому счёту, наблюдать, не вмешиваясь в наши дела. Ведь самая эффективная учёба – на своих ошибках! Люди развивались очень медленно и, по замыслу Создателя, должны были пройти определённые стадии познания. Вернуться в комплексе к системе ЕдиноБожия древние, наверно, сами уже не могли – слишком объёмной стала вера во множество непонятных сил. Господь выбирает лучших из лучших. Хотя сложно определить, чем Авраам был способнее других, ибо, на мой взгляд, его вера в Бога тоже базировалась на страхе и покорности. Известно, что он был не единственным, поверившим в истинного, Единого Творца, ибо был даже случай - один из царей египетских умудрился силой «внедрять» веру в Единого, однако всё быстро вернулось на круги своя -шаманы победили! В системе многобожия выделялись более могущие. Был и Главный, как и в любой людской семье. После случая в Вавилоне появились разные языки и, естественно, национальности, люди со своими обычаями, привычками, догмами. Естественно – это отображалось и в религиозных ритуалах. Вне зависимости от поклонения избранных каждым народом божкам, Истинный Творец ненавязчиво внедрял основные общечеловеческие духовные ценности, сформулированные затем в Пятикнижии Моисеевом. Поэтому в древнейших источниках имеется многое из того, что дал затем Господь евреям. И всё же – почему, что мешало внедрить единую систему, удобную не только для любого народа, но с центром истинного Бога? На этот вопрос Господь дал ответ в Торе на примере Вавилонской башни: для постоянного развития и продвижения - «верным путём идёте, товарищи», нужны дебаты, рассуждения, споры. Если их не будет – у человечества возникнут «заносы» не только в стороны, но и в назад. ЧТО – СЕЙЧАС И ЗАВТРА? Итак, имеем: Бог – один, религий с деноминациями – тысячи, нас, людей – миллиарды. Довольно долго не понимал, почему я, еврей, должен быть иудеем? Ведь некоторые постулаты Торы для сегодняшнего дня, например, жертвоприношения с кровью, - явный анахронизм, а сам Иисус, будучи диссидентом, не только хотел, чтобы евреям жилось лучше, но в своей идеологии не имел ничего отличного от постулатов Танаха! Так почему я не могу быть христианином, если вождь из Назарета был явным еврейским националистом, что в те времена для маленького, угнетаемого народа было естественным? Нюанс – я жил в Украине, и просто не мог ощущать «дух иудаизма». В Израиль приехал шесть лет назад, пройдя в религии путь от «беспартийного», через христианство, Любавический хасидизм (вообще не получилось), в реформизм. И только сейчас начинаю понимать, что у каждого народа, (а все люди равны!), есть свой «дух», полностью воспринять который можно только живя со своими. Например, здесь непередаваемо сказочно празднуют день дарования Торы. А какова «тихая» мощь Йом Киппура! А после вложенной записки в Стену Плача чувствую себя очищенным и ещё более уверовавшим. ... Также помаленьку начинаю «нутром» ощущать шабат. (К слову - своеобразна и радость мусульман при Рамадане после наступления темноты – у нас в Хайфе их порядка 10%). Это не значит, что все евреи обязаны жить в Израиле. Ведь идеология и моральные принципы Торы – общие для всех людей. И, ежели Творец избрал наш народ для освоения Его постулатов и дальнейшего внедрения на всём земном шаре, то часть лучших из лучших должна быть «командирована» за пределы страны. Кстати, нашей традицией это, естественно, не запрещено. Почему же так медленно идёт «притирка» различных ветвей ЕдиноБожия? Да потому, что не только евреи – жестоковыйные. Используя свободу выбора, люди всячески тормозят очевидное. Например, в христианстве, только православные – «правые и славные», в иудаизме аналогичный конфликт между ортодоксами и реформистами, в исламе – у суннитов и шиитов. Мы не знаем планов Всесильного. Но они, несомненно, базируются на постулатах Торы, которая, в частности, объёмно вещает: «Подойдя к городу, предложи мир» (Второзаконие 20:10). Ежели ребёнок не слушает родителей, великий Соломон определяет: «В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга», и «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 10:13, 13:24). Мы все – дети Божьи, и Он любит нас. Поэтому нет смысла ждать, когда начнётся капитальное внедрение этих серьёзных намёков…
Владимир Леви, Хайфа Октябрь 2010 lvs@bezeqint.net http://levi-vs.narod.ru/
|