ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Такая...

Автор:
Я не знаю, принимала ли что-то мама при беременности мной, какие-либо лекарства, пытаясь сбросить.

Не то было время, чтобы рожать без мужа, и становиться матерью одиночкой, очень бедно жила семья, отец погиб на фронте, оставив жену с двумя дочками и двумя маленькими ещё сыновьями.

Не тот характер - гордая она была, представляю, как ей было стыдно, при такой популярности в селе родить без мужа, ведь ей постоянно делали предложения руки и сердца. Она говорила, что даже сердилась на это

- Чуть начну встречаться, а парень уже замуж зовёт. А мне не хочется. Молодая. Война кончилась, беззаботной бы ещё хоть чуток побыть...

После этой фразы она как-то вдруг замолчала... А потом подняла на моего отца строгие, колкие, голубые глаза, и продолжила тихо

- А вот когда сама захотела - не позвали...

- Да ладно тебе. Что ерунду-то говоришь! А за кем же ты теперь замужем? Поженились ведь мы с тобой.

Я при подобных разговорах вертела головой, как любопытный воробей, впивалась карими круглыми глазами то в отца, то в маму в попытке понять то, что по возрасту мне было ещё недостижимо (очень мало информации о жизни и её сложностях у дошкольной девочки), но запоминала, откладывала на потом мамино, вдруг ставшее таким незнакомым, лицо, отцовский раздосадованный вид (- За что упрекать, если я, узнав, приехал, и всё решилось правильно, по-людски?)

Принимала она средства для сброса беременности, или нет, этого я никогда у неё не спрашивала. Конечно, стресс от неожиданной, незапланированной беременности она получила ужасный, время нищее, послевоенное, еды мало, тряпок нет, детей в семье на тот момент уже пятеро стало, и мама моя - старшая из них, с неё и спрос большой.

Может и стресс мамин так повлиял, но родилась я хоть и очень крепкой, здоровенькой, весёлой, но внутри, как потом выяснилось сидели некоторые неожиданности типа дислексии, трудности с мелкой моторикой рук( вот это приводило меня просто в полное отчаяние! Как так? Не мочь ничего толком - шнурки завязывала, сопя, со слезами на глазах, пока у мамы не заканчивалось терпение, и она не делала это за меня, но со швырками, рывками и злыми от спешки словами, которые только усугубляли мою ненависть к рукам).

"Руки-крюки..." шипела я, вытирая злые слёзы. Это было унизительно.

(С возрастом я справилась с руками. Теперь я ими могу выполнять очень тонкую и мелкую работу с огромным удовольствием ).

В школе обнаружилась дислексия. Я переставляла буквы в словах, читала и писала вместо, скажем, слова "птица" - "прица", быстро утомлялась от необходимости усваивать кучу новых навыков. И эта беда до сих пор со мной, нет-нет, да и выскочит.

Совершенно не слушались руки, с мелкой моторикой была просто беда... Если бы не мой дружок Сашка, с которым мы и в детсаду на занятиях, и в школе, сидели рядом, и который, видя закипающие слёзы в моих глазах, и закипающее же бешенство от беспомощности рук, всегда тихо и незаметно выручал меня, забирал аппликацию и красиво доклеивал, отнимал загогулинку проволочки, и накрутив её спиралькой, свернув спираль красивой петелькой, делал из ниток мулине заданный нам цветок, и прочие всякие поделки. Вот уж у кого были руки так руки!

Став чуть взрослей, я носилась на своих длинных, прямо журавлиных ногах, как чумная, не могда ходить тихо, скучно от этого становилось.

Первый перелом пальцев стопы случился в 10 лет, второй - плюсны другой стопы - в 12. Немного научилась я после этого бегать с умом, хоть не бегать совсем не могла, порыв включался в голове, и меня несло.

А потом я попала в страшную автобусную аварию, и мне в крошки разнесло обе ноги. Сложно-оскольчатые переломы потребовали нескольких операций, металлических конструкций. спиц, огромного штыря, гипса... Вот тут уж я выкарабкивалась несколько лет... Было тяжело.

Я всё время думала

- Ну почему? Ну почему у меня такие хрупкие кости?

После аварии мама сказала мне, что в беременность, на горно-обогатительной фабрике довольно долго работала с открытой ртутью...

- Мы же не знали тогда ничего об опасности. Наоборот радовались - каждый день после смены нам выдавали молоко, хорошее сельское молоко. Нам это было за счастье.

После маминых слов стало хоть понятно, что это не я такая, себя не берегущая, а обстоятельства здоровья костей. Излишняя их хрупкость.

Маму я за это не виню. Нет-нет! Да и смешно винить ту, молодую, вечно недоедавшую, уральскую девушку, которая считала, что ей так повезло - дают талоны на молоко каждый день после смены.

У неё, у мамы моей молодой, даже и одежды-то нормальной не было. Смотришь на фотографии и видишь - такая девушка красивая, а так нище, серо одета, только тело прикрыть, не до фасонов.

Всю жизнь, сколько я помню, мама постоянно подштопывала своё бельё и чулки. И это уже не от бедности, а от привычки той юной послевоенной нищеты многодетной семьи. Мама была старшим ребёнком. С неё всю жизнь и спрос был как со старшей. Если её младшая сестра(всего и младше-то на полтора года) всеми правдами и неправдами скидывала с себя ответственность за семью и обязанности, ну, характер такой, то мама - нет, мама тянула младших и хозяйство наравне со своей матерью, которая и улыбаться даже разучилась, так надрывалась.

- Мама, выкинь ты это бельё! Что ты сидишь мучаешься. Ведь есть запас. Новое. Красивое.

А она не могла. Привычка.

И страх потратиться. Вот понакупим всего, деньги профукаем. А что тогда есть будем? Этот страх голода сидел в ней после войны всю жизнь. Мы из простых вещей, в том числе и продуктов, всё могли позволить себе купить, а она боялась. Это военный голод в ней сидел...

И ещё одно интересное мне запомнилось в детстве из взаимоотношений моих родных, моя бабушка по маме, Елизавета Александровна, всю жизнь называла моего весёлого смешливого отца на "вы" и по имени-отчеству.

Я, маленькой, удивлялась. Тихо подсказывала ей, что надо не так, надо на "ты", и без отчеств. Но кто нас, глупых детей, слушает)). Став взрослее я поняла - этим выканьем и обращением по имени отчеству, бабушка высказывала огромную благодарность и уважение моему отцу за то, что он в той ситуации поступил, как порядочный человек. Ведь мог бы и - "ищи-свищи"...

Так что с этой стороны мне в жизни очень повезло...



Читатели (346) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы