ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 120

Автор:
Глава 120.



12 июля Брянский фронт генерал-полковника Попова и Западный фронт генерал-полковника Соколовского перешли в наступление на северном фасе орловского дефиле фельдмаршала фон Клюге.

15 июля навстречу Попову и Соколовскому перешёл в наступление на южном фасе орловского дефиле Центральный фронт генерала армии Рокоссовского.

Наступательная операция трёх фронтов, получившая название "Кутузов", была разработана в Генштабе ещё весной. Все приготовления к началу операции были завершены 28 мая, но в последний момент в Ставке приняли здравое решение отложить операцию и предоставить противнику первым начать операцию "Цитадель" и раскрыть свои карты.

Теперь, когда союзники высадились на Сицилии, а Манштейн и Модель не смогли завершить операцию "Цитадель" одним стремительным ударом танковых клиньев под Курском, понесли большие потери и забуксовали, настало время начать операцию "Кутузов".

Согласно плану операции Брянский фронт двумя ударными группировками из районов Болхов и Новосиль прорывал фронт фон Клюге и охватывал Орёл с севера и с юга, тогда как левый фланг Западного фронта и правый фланг Центрального фронта наносили удары по сходящимся направлениям на Кромы и окружали всю орловскую группировку противника, не допуская отвод войск фон Клюге из орловского дефиле на запад.

Операция была разработана в Генштабе с размахом и с большим вкусом. Однако суровая фронтовая реальность внесла свои коррективы.

Главный удар наносился левым крылом Брянского фронта из района Новосиль. Здесь на участке протяжённостью 18 километров сосредоточились главные силы артиллерии левого фланга 63-й армии генерал-лейтенанта Колпакчи и 3-й армии генерал-лейтенанта Горбатова.
Вспомогательный удар наносила 61-я армия генерал-лейтенанта Белова. Она наступала на Болхов, взаимодействуя с 11-й гвардейской армией Западного фронта.

12 июля, произведя накануне разведку боем, после почти двухчасовой артподготовки дивизии первого эшелона армии Колпакчи форсировали реку Зуша и прорвали фронт. В следующие два дня армии Колпакчи и Горбатова, развивая успех, расширили участок прорыва до 36 километров и вышли аванпостами к реке Олешна. Тем временем генерал-лейтенант Белов в полном соответствии с планом операции форсировал Оку и продвинулся на 90 километров, охватывая Орёл с двух сторон.

Однако начиная с 15 июля наступающие войска стали встречать всё более сильную оборону на заранее подготовленных фон Клюге тыловых рубежах. В этот день фон Клюге передал командование всеми войсками в орловском дефиле генерал-полковнику Моделю. Под командованием у Моделя были теперь 9-я полевая армия и 2-я танковая армия. Модель был большим мастером активной стратегической обороны. Он доказал это зимой сорок второго года под Ржевом. И на этот раз он подтвердил свою репутацию стратега. Немецкие войска отступали из орловского дефиле в порядке, ведя упорные арьергардные бои на промежуточных рубежах, отстоящих один от другого на пять-восемь километров.

В Москве были недовольны медленным развитием операции "Кутузов". Наступающим войскам были переданы из резерва Ставки 4-я танковая армия и 3-я гвардейская танковая армия. Командующий 3-й гвардейской танковой армией генерал Рыбалко прибыл в штаб Рокоссовкого.

- Явился для участия в наступлении на Кромы!

Рокоссовский и Рыбалко познакомились в 1926 году в Монголии. Рокоссовский был тогда военным инструктором в монгольской Народной армии, Рыбалко командовал отдельным эскадроном кавалерии при советском посольстве в Улан-Баторе.

Танковая армия Рыбалко была сильно потрёпана Манштейном под Харьковом и ещё не успела вполне восстановить боеспособность. Ввод в бой двух резервных танковых армий не помог ускорить темп наступления. Модель продолжал без спешки отводить войска, ускользая из котла.
Всемерно усилив фланги прибывающими с других участков фронта и с Запада подкреплениями, он успешно завершил отвод центра из дефиле. 5 августа Модель сдал Орёл.

Между тем у фельдмаршала Манштейна всё было готово для удовлетворительного завершения операции "Цитадель". Вечером 16 июля приказы были переданы в войска. 4-я танковая армия генерала Гота должна была двумя короткими ударами - сначала на север, а потом на запад - покончить с войсками противника южнее реки Псёл. Группа генерала Кемпффа должна была прикрыть танкистов Гота активными действиями 11-го армейского корпуса генерала Раусса в восточном направлении, а главными силами наступать в западном направлении, чтобы во взаимодействии с танками Гота расчленить и уничтожить окружённые войска - армию Ротмистрова, армию Крючёнкина и корпус армии Жидова.

В ночь на 17 июля из Ставки Гитлера пришёл категорический приказ - немедленно вывести из боя танковый корпус СС, погрузить танки в эшелоны и двинуть их через всю Европу в Италию.

Манштейн передал в войска отбой наступления и начал отвод на исходный рубеж операции "Цитадель". Тем самым операция была провалена.

Но не бывает худа без добра. Эшелоны с танками Гауссера так и не успели уйти в Италию и были остановлены на перегонах между Донцом и Днепром. Гитлеру пришлось смириться с этим, так как русские начали ещё одну заранее подготовленную крупномасштабную операцию нескольких фронтов - "Полководец Румянцев". Они прорвали крупными силами фронт на Донце в районе Изюма и фронт на Миусе. 1-я танковая армия генерал-полковника фон Макензена, отвечавшая за оборону Донбасса, оказалась в критическом положении. На стороне противника были инициатива и шестикратный численный перевес.

Танки корпуса СС вместе с танками 24-го танкового корпуса остались на Донбассе. Однако Гитлер не отдал их Манштейну, удержав в своём резерве на крайний случай. Манштейну пришлось латать дыры своими силами, проявляя чудеса изворотливости. О том чтобы произвести перегруппировку и соединить в единый бронетанковый кулак все мобильные войска группы армий "Юг" оставалось только мечтать.

Взбешённый фельдмаршал позвонил фон Цейтцлеру.

- Объясните мне наконец, чего хочет фюрер. Хочет ли он удержать Харьков? Хочет ли он удержать Донбасс? Хочет ли он предотвратить прорыв мобильных войск противника в большую излучину Днепра?

- Фюрер хочет и того, и другого, и третьего.

- Он слишком многого хочет, фон Цейтцлер. Я не волшебник, чтобы проделывать такие фокусы силами разрозненных малочисленных групп, которые он мне оставил. Я требую, чтобы мне немедленно был передан 24-й танковый корпус.

- Не отходите от телефона, фельдмаршал. Я переговорю с Гитлером.

Через некоторое время в трубке раздался голос фон Цейтцлера:

- Гитлер согласен.

Ударом двух танковых дивизий Манштейн 30 июля остановил наступление противника на Миусе. Русские потеряли 700 танков, 200 полевых орудий, 400 противотанковых орудий и 18 000 человек пленными.

Между тем глубокий прорыв русских через Донец из района Изюма не был даже блокирован, не говоря уже о его ликвидации. Нарастало давление противника и в районе Белгорода, на северном фланге группы армий Манштейна. 5 августа Белгород был сдан. На очереди было новое сражение за Харьков.


.
.



Читатели (192) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы