ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 83

Автор:
Глава 83.



Багровый диск солнца погрузился в воды Тихого океана. Только над западным краем горизонта ещё алела гряда облаков. У берегов Новой Гвинеи сгустились сумерки.

На траверзе Лаэ всплыла японская субмарина "I-176". Капитан Танабе доставил из Рабаула груз боеприпасов и риса. Тотчас от берега к подводной лодке устремились десятки лодок и шлюпок. Началась выгрузка. Работа была сделана только наполовину, когда по мостику субмарины простучали пули. Прямо на лодку мчались на малой высоте, открыв издали пулемётный огонь, три В-25. Капитан Танабе скомандовал экстренное погружение. Но слишком много членов команды трудилось на палубе. Прежде чем захлопнулся рубочный люк, бомбардировщики с рёвом промчались над лодкой и сбросили бомбы. Лишь одна из них попала в цель, но хватило и этого. Пробив прочную броню, бомба взорвалась в кормовом отсеке. В пробоины в корпусе и через пробитые осколками переборки хлынула вода. В команде было много убитых и раненых. Повреждения в боевой и электромеханической части были тяжкими. Помощник капитана, собрав донесения из отсеков, рекомендовал командиру приказать экипажу немедленно покинуть изувеченную лодку.

- Отставить покинуть лодку. Будем сажать лодку днищем на мель. Команде задраить пробоины временными деревянными заглушками. Воду из отсеков откачивать.

Все кинулись исполнять приказ. Пробоины заткнули, лодку посадили на мель, из отсеков откачали помпами воду, починили электропитание. Убитых и раненых на разгрузочных плавсредствах свезли на берег. После этого продолжили выгрузку. Перед рассветом лодка снялась с мели и своим ходом ушла в Рабаул, где надолго встала на ремонт.

22 марта с базы подводных лодок на атолле Мидуэй вышел и направился к острову Хонсю капитан Алстон на подводной лодке "Пиккерел". В соответствии с инструкцией, полученной в штабе, нарушить радиомолчание он должен был только при чрезвычайных обстоятельствах.
Вернуться с патрулирования на базу "Пиккерел" должен был 1 мая. "Пиккерел" с задания не вернулся. На радиосвязь он не выходил. Только по косвенным данным можно было предположить, что субмарина благополучно прибыла в район патрулирования северо-восточнее острова Хонсю и приступила к подводной охоте. 3 апреля здесь был потоплен торпедой японский катер-охотник. 7 апреля в этом районе были атакованы торпедами и потоплены два японских транспорта. Дальнейшая судьба подводной лодки неизвестна. Скорее всего "Пиккерел" погиб, подорвавшись на мине. В ноябре сорок второго года у берегов острова Хонсю японцы установили две линии противолодочных минных заграждений. Перед выходом в море капитан Алстон получил инструкцию не заходить в воды с глубинами менее ста десяти метров.
По сведениям американской разведки это была предельная глубина постановки японских якорных мин. Однако сведения эти оказались устаревшими. Японцы установили заграждения на глубине 455 метров. Мины ставились с таким расчётом, что вероятность встречи подводной лодки при однократном пересечении заградительной линии составляла около десяти процентов.
Скорее всего "Пиккерел" в процессе патрулирования неоднократно пересекал обе линии. Штурман, конечно, тщательно наносил на карту маршруты и глубины всех передвижений подводной лодки и старался в дальнейшем не рисковать лишний раз и прокладывать курс через места, проверенные на отсутствие мин. Однако в действительности такой расчёт был бесполезен. Океанские течения и волнение моря делали совершенно непредсказуемыми перемещения по глубине и направлению якорных мин, установленных на таких длинных минрепах. Для подводной лодки плаванье в районе таких заграждений - игра в рулетку со смертью. Никто никогда больше не видел подводной лодки "Пиккерел". Она пропала без вести вместе с экипажем.

Пропажей "Пиккерела" неприятности американских подводников весной сорок третьего не ограничились. После того как англичане перебазировали свои подводные лодки, действовавшие у берегов Цейлона, в Средиземное море, на Цейлоне остались только старые голландские подводные лодки. Противостоять японским подводным лодкам на морских коммуникациях у берегов Бирмы они не могли. Английское командование запросило помощи у американских подводников. В результате достигнутой договорённости к полуострову Малакка в апреле подошла американская субмарина "Гренадир". Капитан Фитцжеральд приступил к патрулированию. Несколько суток море было пустынно. 20 апреля были замечены два корабля.
Атаковать их "Гренадир" не стал: корабли шли противолодочным зигзагом. Фитцджеральд рассчитал генеральный курс кораблей, а ночью всплыл, набрал ход до полного и к утру занял позицию в засаде на пути кораблей. До погружения оставалось пятнадцать минут - лодка заряжала аккумуляторы, - когда в небе появился японский самолёт. Капитан скомандовал срочное погружение. Лодка успела погрузиться на 37 метров, когда над ней взорвалась бомба. Корма лодки была смята взрывом, через трещины в корпусе хлынула вода. Кабели управления электромотором были разорваны. В отсеке управления возник пожар. Потерявшая управление лодка легла на грунт на глубине 81 метр. Пробоины в корпусе аварийной команде удалось задраить, воду из отсеков откачать. Лодка всплыла. Однако о том, чтобы к рассвету исправить повреждённый электромотор, нечего было и думать. Фитцджеральд приказал уничтожить все документы, передатчик и радиолокатор. После этого экипаж покинул лодку. Её отправили на дно, где она и осталась лежать. Позднее было признано, что капитан Фитцджеральд не сделал всё возможное в борьбе за живучесть своей субмарины, чего нельзя было сказать о капитане Танабе.

Тем временем адмирал Нимиц создал в своём штабе единое управление минной войны. После этого постановка американских мин у берегов Борнео и Новой Ирландии, в Восточно-Китайском море и в японских водах перестала носить бессистемный характер. К постановке мин привлекли и подводников. Мины выпускались вместо торпед из торпедных аппаратов. В апреле и в мае"Тотог", "Траут" и "Силверсайдз" поставили мины у Борнео и в проходе Стеффен, "Стингрей" поставил мины у Веньчжоу, "Раннер" заминировал вход в Гонконг, "Скорпион" и "Стилхед" поставили мины у острова Хонсю, а "Слук" - у островов близ устья Янцзы. И хотя количество мин, выставленных на Тихом океане американскими подводниками, было ничтожно в сравнении с тем, что выставили ВВС США на заключительных этапах войны, японскому командованию пришлось отныне распылять действие своих тральщиков на огромной территории. Впрочем, капитаны подводных лодок относились к постановке мин через торпедные аппараты с предельным скепсисом. За всю войну на выставленных ими минах подорвалось 27 японских судов. Если бы вместо мин грузили торпеды, урон противнику был бы больше.

В апреле центр боевых действий на Тихом океане переместился из южных морей к Алеутским островам.

Оккупация островов Атту и Кыска после неудачной кампании 1942 года была для командования Японии скорее обузой и плацдармом на отдалённое будущее. Иначе смотрели на это политики в Вашингтоне, где снова и снова поднимался вопрос о безопасности западного побережья США. Перед военным командованием была поставлена задача как можно скорее выкурить японцев с Алеутских островов.

В апреле на острове Атту находилось 2 000 человек японского гарнизона. Американские подводные лодки "Наутилус" и "Нарвал" высадили рейнджеров на остров Уналакшу в бухте Датч-Харбор. Разведчики провели рекогносцировку.

25 и 26 апреля соединение капитана Макморриса в составе трёх крейсеров и шести эсминцев обстреляло японскую пехоту на острове Атту. Всё это время американская морская пехота задыхалась в отсеках подводных лодок "Наутилус" и "Нарвал". Волнение моря не позволяло начать высадку десанта. Всплывали только ночью, и тогда свежий воздух поступал в переполненные отсеки через рубочный люк. Лишь в три часа ночи 11 мая высадка американского десанта с транспортов и подводных лодок завершилась. К утру на трёх плацдармах было уже 11 000 морских пехотинцев. Высадку десанта прикрывали огнём три старых линкора и девять эсминцев под командованием вице-адмирала Рокуэлла. Тем временем соединение Макморриса вело разведку и патрулирование на коммуникациях Рокуэлла у западных островов архипелага.

В день нападения американцев на остров Атту японская крейсерская подводная лодка "I-31" выгружала боеприпасы и рис на остров Кыска. Завершив выгрузку, капитан получил приказ атаковать возле острова Атту линкор "Пенсильвания". Линкор был атакован двумя торпедами с большой дистанции. "Пенсильвания" успела в последний момент увернуться. Два американских эсминца погнались против курса торпед за японской подводной лодкой. Капитан "I-31" ушёл от погони. 13 мая он вышел на связь и получил приказ повторить атаку. 15 мая ещё две торпеды оставили следы по корме "Пенсильвании". Другие две торпеды прошли возле борта транспорта
"Доктор Франклин Белл". И снова эсминцы ринулись в погоню, сбрасывая глубинные бомбы. Больше "I-31" на радиосвязь не выходила. Дальнейшая судьба её неизвестна.

Новый командующий ВМФ Японии адмирал Кога воспринял нападение на Алеуты как личный вызов. 16 мая он вывел с базы у островов Трук эскадру в составе авианосца, трёх линкоров и большого числа кораблей сопровождения. Тем временем во внутренних водах Японии готовилась к выходу другая эскадра. Обе должны были соединиться и следовать к Алеутам. Но уже было поздно. Главные калибры американских линкоров сделали своё дело. Морским пехотинцам на острове Атту уже не пришлось встретить серьёзное сопротивление. Кога вернул корабли на базу в Трук. Другая эскадра в море не вышла. В Японии начались проблемы с топливом для больших кораблей. Судьба гарнизона на острове Кыска была предрешена. Политики в Вашингтоне вздохнули с облегчением.




Читатели (172) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы