ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1943 года. Глава 30

Автор:
Глава 30.


В ноябре и декабре в Атлантическом океане бушевали жестокие штормы. А в январе погода окончательно сорвалась с цепи. К северу от Азорских островов шторм следовал за штормом. Звёзды в небе не показывались, определить положение корабля с помощью астрономических методов и проложить точный курс штурманы подводных лодок не могли, а когда случай сам посылал цель навстречу подводникам, произвести удачный выстрел в штормовую погоду было совсем не просто.

Южнее Азорских островов погода была благоприятнее. В конце декабря по дуге большого круга от Нью-Йорка до Канарских островов развернулись восемь немецких подводных лодок, объединённых в группу "Дельфин". Образовав завесу, они медленно продвигались в западном направлении в надежде перехватить конвой, следующий к Гибралтару или к побережью Марокко.

Четыре дня и четыре ночи море было пустынно. 3 января подводная лодка "U-145", выполнявшая самостоятельное задание в районе Тринидада, обнаружила и атаковала конвой из девяти большегрузных танкеров, идущий под охраной эсминцев курсом на северо-восток. Эсминцы отогнали лодку, и тогда капитан, нарушив радиомолчание, сообщил координаты и курс конвоя в штаб. Группа "Дельфин", находившаяся в восьмистах милях северо-восточнее, получила приказ скорректировать курс и перехватить конвой.

Едва успели лодки развернуться, как в штаб адмирала Дёница поступило ещё два донесения. Капитан подводной лодки "U-182", идущей к мысу Доброй Надежды, сообщал о конвое, следующем курсом на север. А капитан левофланговой лодки из группы "Дельфин" обнаружил конвой, идущий в северо-восточном направлении. До этого конвоя было десять часов ходу.

И всё же Дёниц не стал менять задание капитанам. Он руководствовался классическим правилом Бонапарта: "Приказ, контрприказ - полный беспорядок".

7 января группа "Дельфин" вышла в район западнее Канарских островов и, развернувшись в завесу на сто двадцать миль по фронту, продолжила движение курсом на юго-запад со скоростью семь узлов. Чтобы свести к минимуму вероятность пропустить противника, отряд с наступлением ночи разворачивался и прочёсывал океан в северном направлении, следуя в надводном положении с девятиузловой скоростью.

На рассвете 8 января конвой был обнаружен на траверзе подводных лодок и атакован со всех сторон. Бой продолжался четверо суток. Не потеряв ни одной лодки, подводники потопили семь из девяти танкеров. Экспедиционный корпус Эйзенхауэра не получил столь необходимое ему топливо. Это была большая победа немецких подводников, повторить которую им уже не было суждено до конца войны. Вскоре удача отвернулась от них.

30 января Гитлер утвердил Дёница в должности главкома ВМФ, сохранив за ним командование подводным флотом. Дёниц перевёл штаб руководства подводной войной в Берлин и сделал из него 2-й отдел штаба Кригсмарине.

В американских и английских штабах извлекли урок из поражения и усилили сопровождение конвоев. Кроме того, вместе с полезным грузом на транспорты теперь грузились в большом количестве глубинные бомбы для кораблей сопровождения, в состав которых теперь обязательно входили эсминцы, уже имевшие на боевом счету потопленные подводные лодки.

В полдень 4 февраля очередной американский конвой, вышедший из Нью-Йорка с грузом для Мурманска, оказался в самом центре немецкой группы "Пфайль". Завязался жестокий бой. В нём погибли подводные лодки "U-187", "U-609", "U-624". Ещё четыре лодки сильно пострадали от глубинных бомб и от авиабомб дальней береговой авиации.

18 февраля у берегов Ньюфаундленда завязался бой между подводными лодками "U-69" и "U-201" с англо-американским конвоем. Капитаны подлодок сразу вызвали подкрепления, но шторм, туман и сильные радиопомехи помешали помощи прибыть вовремя. Бой продолжался двое суток. Подводники успели потопить два транспорта. После этого эсминцы "Фэйм" и "Вайкаунт" потопили обе подлодки.

В тот же день полк дальней радиоразведки Люфтваффе в Париже сообщил в штаб ВМФ о запеленгованном в трёхстах милях к западу от Норд-Чэннела американском самолёте, следующем курсом на юго-запад. Поблизости была группа немецких подводных лодок. Дёниц немедленно отдал приказ на перехват конвоя. 21 февраля конвой действительно был перехвачен. Бой продолжался с 21 по 25 февраля. За это время подлодки и конвой проделали тысячу сто миль в западном направлении. Потеряв две лодки - "U-606" и "U-225", - подводники потопили торпедами четырнадцать транспортов общим тоннажем в 88 000 тонн. Ещё один транспорт получил тяжкие повреждения. Одновременно подводная лодка "U-664", выйдя из базы 21 февраля, наткнулась на ещё один конвой, возвращающийся на запад. Потопив два транспорта, подводная лодка отстала и потеряла контакт с противником: тот возвращался налегке.

На исходе февраля группы подводных лодок "Бургграф" и "Вильдфанг" развернули в районе Ньюфаундленда две завесы фронтом на юг и на запад, образовав таким образом ловушку в виде угла. 27 февраля на северном фланге завесы в ловушку угодил конвой, следующий курсом на восток. Он был немедленно атакован ближайшей подводной лодкой. Бушевал шторм. Сыплющиеся с неба снежные заряды и град не позволили командиру всплыть и передать радиосообщение. Потопив два транспорта, подводная лодка отстала и вернулась на своё место в строю. Тот же шторм позволил другому конвою союзников проскользнуть на восток незамеченным. И снова подводникам помогли радисты Люфтваффе из Парижа, сообщившие о выходе конвоя с базы. Убедившись, что его подводники конвой пропустили, Дёниц приказал начать преследование. Шторм бушевал с неослабевающей силой. Конвой разметало, суда потеряли строй и были настигнуты и атакованы по одному. Не потеряв ни одной лодки, моряки потопили тринадцать транспортов общим тоннажем в 69 198 тонн.

9 марта радиоразведка Люфтваффе передала Дёницу точные координаты и курс очередного конвоя. Он был запеленгован в трёхстах милях к западу от развёрнутой в завесу группы поллодок "Нейланд". Дёниц немедленно двинул группу на перехват. Оказалось, однако, что конвой шёл противолодочным зигзагом. В результате подводники оказались в момент прохождения конвоя в ста двадцати милях севернее. Оставайся они на месте - и конвой угодил бы прямо в середину завесы. Тем не менее Дёниц приказал начать преследование в надводном положении. Оно затянулось. Заметив погоню, флагманский эсминец сопровождения "Харвестер" развернулся и устремился навстречу. Протаранив с ходу подводную лодку "U-444", он отправил её на дно, но при этом и сам получил тяжкие повреждения, потерял ход и был отправлен на дно торпедой, выпущенной с подоспевшей "U-432". Не прошло и часа - и "U-432" в свою очередь отправилась на дно, потопленная французским эсминцем "Аконит".

А из Парижа в Берлин поступали всё новые донесения разведки Люфтваффе. В одном шла речь о конвое, запеленгованном восточнее мыса Рейс и следующем курсом 89 градусов. В другом упоминался конвой, следующий вдоль берегов Ньюфаундленда на север в надежде обойти завесу подлодок с правого фланга. Третий конвой был тихоходным конвоем из Сиднея.

Дёниц приказал подводникам расправиться со всеми тремя конвоями. Тридцать восемь подводных лодок набросились поочерёдно на три конвоя. Приближалось полнолуние, и атаковать в надводном положении было опасно. Тем не менее, подводники перехватили конвой из Сиднея, пользуясь тем, что он ещё не вошёл в зону прикрытия береговой авиации. В первую же ночь было потоплено четырнадцать транспортов вместе со всем грузом.

Утром два других конвоя соединились в зоне действия береговой авиации. Три дня продолжался бой. Подводники атаковали раз за разом. Погода менялась от сравнительно спокойной до штормовой. Лодка "U-334" была отправлена на дно тяжёлой авиабомбой. Почти все другие лодки были повреждены. Противник потерял 21 транспорт общим тоннажем 141 000 тонн. Один эсминец затонул. Другие корабли сопровождения были повреждены торпедами.

В первые три недели марта потери англо-американских конвоев от нападений подводных лодок составили девяносто одно судно общим тоннажем в полмиллиона тонн. Это, наконец, переполнило чашу терпения Адмиралтейства. Были приняты радикальные меры усиления противолодочной защиты океанского судоходства. Теперь в океан выходили только большие конвои. В группу сопровождения теперь как правило входил авианосец. Кроме того, в неё теперь входил особый отряд из четырёх-шести противолодочных кораблей, имевших разрешение в случае обнаружения подводной лодки противника покинуть конвой и преследовать подводную лодку вплоть до её уничтожения. Наконец, была расширена зона действия дальней береговой авиации. Ночью море вокруг конвоев обшаривали мощные прожекторы, установленные на дальних бомбардировщиках. Все эти меры оказались эффективными. Кривая потерь флота союзников от нападений подводных лодок, достигнув максимума в марте, круто пошла вниз.







Читатели (166) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы