ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 419

Автор:
Глава 419.



Генерал Энгель, адъютант Адольфа Гитлера, проверил, хорошо ли затемнено окно в комнате отдыха, включил настольную лампу, достал дневник и сел с ним за стол, положив рядом с дневником часы. Перелистав несколько последних страниц, генерал упёрся в стол локтями, опустил голову на сплетённые пальцы рук, закрыл глаза и задумался. Садясь ужинать в обществе любимой собаки, фюрер отпустил генерала отдыхать. Прежде чем лечь, Энгель собирался занести в дневник несколько строк, по которым можно было бы в будущем воскресить в памяти основные события прошедшего дня.

19 ноября. Вечером севернее Сталинграда плохая обстановка. Картина ещё не вполне ясна, но у румын в 3-й армии явно происходит катастрофа. Постоянные переговоры фюрера с генералами Йодлем, фон Цейтцлером и фон Вейхсом. Фон Вейхс просит свободы рук для 48-го танкового корпуса генерала Гейма. Фюрер даёт согласие, а затем, ближе к вечеру, переговорив с фон Цейтцлером и выслушав мой доклад, отменяет прежнее решение. Фон Цейтцлер убедил фюрера, что корпус следует придержать в тылу группы армий, пока оперативная картина не прояснится. Да и что это за корпус? Одно название. В 22-й танковой дивизии 45 танков, из них лишь несколько Pz.III и Pz.IV, остальные лёгкие. А в 1-й румынской танковой дивизии трофейные французские танки и чехословацкие танки старых моделей. Это просто груда металлолома. Так я и доложил фюреру. Фюрер позвонил фон Вейхсу и приказал отвести корпус в резерв группы армий. Ночью фон Вейхс доложил, что генерал Гейм получил приказ отвести корпус в район Куртлака, сосредоточить и ждать дальнейших приказов.

20 ноября. У фюрера полный переполох из-за румын. Где генерал Гейм, неизвестно. Связь с ним потеряна. Фюрер совершенно не знает, что ему предпринять. У Главного штаба тоже пока нет каких-либо определённых предложений. Йодль предлагает предоставить фон Вейхсу полную свободу действий. Это отвергается. Фюрер приказывает разыскать Гейма и временно подчинить его Паулюсу. Пусть Гейм поможет 6-й армии, а затем вернёт корпус на северо-запад,
укрепит левый фланг группы армий позади румын и в дальнейшем обеспечивает его. Однако разыскать Гейма так и не удаётся. Фюрер в бешенстве. И действительно, хорошего мало...

21 ноября. В Ставку поступают всё более мрачные новости. Теперь уже и южнее Сталинграда кризис у румын. Йодль предлагает фюреру оставить Сталинград, полностью оголить фронт на Волге и немедленно подпереть румын на юге. В противном случае танки русских с часу на час замкнут кольцо окружения вокруг 6-й армии. Фюрер отказывается это сделать. Он снова и снова выдвигает старый аргумент: не для того армия принесла такие жертвы в уличных боях, чтобы теперь так вот, чохом, всё оставить. Что скажут о нас в мире? Что скажут немцы? Что скажут наши союзники? Что подумают наши противники? Нет, это исключено. Это будет признано проявлением нашей слабости. Да и с оперативной точки зрения делать это уже поздно: будет только ещё хуже. Что бы ни случилось, войска должны держаться на укреплённых позициях, занять круговую оборону и ждать дальнейших приказов. Это фюрер повторяет всем снова и снова. Никто с мим не спорит. Цейтцлер колеблется. И только Йодль по-прежнему настаивает на немедленном отводе 6-й армии. Вечером фон Вейхс и Паулюс присоединяются к мнению Йодля и просят разрешить немедленный отвод 6-й армии на спрямлённый рубеж обороны по Дону и Чиру. Гитлер запрещает делать это и даёт заверения, что уже в Ставке принимаются все меры для скорейшего нанесения мощного контрудара. А до тех пор фон Вейхс и Паулюс пусть удерживают укреплённые позиции и выжидают.

22 ноября. Паулюс доложил по радио: 6-я армия окружена. Запасы горючего скоро кончатся. После этого танки, тягачи и тяжёлые орудия станут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия у Паулюса на шесть дней. Паулюс готов и далее удерживать на укреплённом рубеже фронт на север между Волгой и Доном, но лишь при условии полного восстановления фронта на юге и немедленной доставки по воздуху боеприпасов и горючего.
В противном случае выход один - немедленно оставить Сталинград и начать отвод войск с северного участка, чтобы успеть навалиться всеми силами в юго-западном направлении и прорываться из окружения вдоль железной дороги и шоссе на Котельниково, пока не иссякло горючее. Отход в западном направлении уже исключён. Там сложный рельеф местности и крупные силы противника. В тот же вечер Паулюс собрал на совещание в Гумрак командиров армейских корпусов. Решение командиров было единодушное - немедленно прорываться в юго-западном направлении. Фон Вейхс доложил это фюреру и поддержал. Фюрер взял тайм-аут на обдумывание. Около полуночи он подтвердил прежний приказ: занять круговую оборону и ждать дальнейших приказов.

23 ноября. Паулюс прислал в половине десятого вечера отчаянную радиограмму. "Мой фюрер! Со времени получения радиограммы от 22 ноября положение резко ухудшилось. Боеприпасы и горючее на исходе. Большинство артиллерийских батарей и противотанковых подразделений расстреляли все свои запасы. Армия окажется в самое ближайшее время на краю гибели, если не удастся, собрав все силы в кулак, пробиться в юго-западном направлении. Теперь уже мы точно потеряем при отступлении много тяжёлой техники, зато сохраним боеспособными войска. Я беру на себя в полной мере ответственность за это тяжёлое решение. Командиры корпусов едины со мной в оценке обстановки. Паулюс." Ночью у фюрера большая дискуссия по поводу радиограммы Паулюса. Цейтцлер поддержал Паулюса. Фюрер в резкой форме отказал. "Надо учитывать, Цейтцлер, как это будет выглядеть со стороны. Военный престиж Германии пошатнётся. И тогда зашатается всё! Нет, этого нельзя допустить." И тут слово взял Геринг. Он поддержал Гитлера и поклялся, что обеспечит в полной мере снабжение окружённой группировки по воздуху, вплоть до 500 тонн грузов в день, если Паулюс удержит все свои аэродромы. Цейтцлер тут же возразил, что 500 тонн в день не хватит. А нелётная погода? А неизбежные потери в самолётах? Рейхсмаршал оскорбился, выставил грудь колесом и резко ответил Цейтцлеру в том смысле, что его, Геринга, самолёты летают в любую погоду. Он доказал это в Демянске, докажет и здесь, под Сталинградом. Все были возмущены наглостью и бахвальством Геринга. И только фюрер был в восторге. "Вот с кого нужно брать пример! Вот кто рассуждает и действует, как в прежние времена! У наших повелителей неба нет малодушия, как у многих инстанций сухопутных войск!" И т. д. И т. п.

24 ноября. Утром начальник Оперотдела Люфтваффе на докладе заявил, что в лучшем случае при хорошей погоде в котёл можно будет доставлять в день по воздуху 100 тонн, от силы 150 тонн, но что 500 тонн - число совершенно несуразное. Фюрер возразил: "Наш Герман - выдающийся организатор. Я дам ему самые широкие полномочия - и он невозможное сделает возможным." Связались по радио с Паулюсом, попросили уточнить цифры. Паулюс сразу ответил: в день ему нужно минимум 750 тонн, из них 380 тонн продовольствия, 120 тонн горючего и 250 тонн боеприпасов.

Перелистнув страницу, генерал Энгель сделал новую запись в дневнике.

26 ноября. У фюрера большая дискуссия по поводу предложений фельдмаршала фон Манштейна на 1943 год. Манштейн предлагает отвести южный фланг Восточного фронта далеко на запад. Может быть даже за Днепр. Накопить там побольше сил, а затем нанести летом мощный удар новыми танками с севера на юг и снова сбросить противника в Чёрное и Азовское море. Цейтцлер доложил эти предложения фельдмаршала, но собственного отношения к ним не высказал. Фюрер выслушал спокойно и всё отклонил. Причины всё те же: что скажут о нас в мире? Всё это будет однозначно истолковано как проявление слабости. И без того в Африке, на юге Франции и даже у Муссолини в Италии обстановка внушает тревогу. Того гляди мы начнём терять там жизненно важные для нас районы один за другим. Фюрер готов признать, что с оперативной точки зрения предложения фельдмаршала заманчивы и хороши. Но без учёта внешнеполитической обстановки всё это пустая теория. Так что пусть фельдмаршал сосредоточится лучше на спасении армии Паулюса и на скорейшей подгoтовке деблокирующей операции.




Читатели (155) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы