ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 394

Автор:
Глава 394.




29 ноября в штабе Донского фронта сидели над оперативной картой Рокоссовский и приехавший к нему Василевский. Говорил командующий фронтом. Василевский внимательно слушал.

Завершить операцию "Уран" в установленные планом сроки не получилось. Первоначальная территория котла под Сталинградом сократилась вдвое, но до решения следующей, заключительной задачи - ликвидации окружённой группировки, - было ещё далеко. Противник - 6-я немецкая армия, усиленная пятью дивизиями 4-й танковой армии, - упорно оборонялся. На высотах севернее Сталинграда, загнув сильно помятый левый фланг, оборону занял корпус фон Зейдлиц - Курцбаха. Главные силы Паулюса выстроили линию обороны фронтом на запад и юго-запад на рубеже Орловка, Дмитриевка, Цыбенко, Купоросное.

Не располагая под Сталинградом свободными оперативными резервами, советское командование было вынуждено снять часть войск с внутреннего обвода котла, чтобы усилить внешний обвод и предотвратить прорыв котла извне, поскольку данные воздушной разведки указывали на подготовку противником такого прорыва. Уже было известно, что деблокирующую операцию будет проводить фельдмаршал Манштейн, тяжёлую длань которого испытали на себе генералы Красной Армии в Крыму и под Ленинградом. Фронт на внутреннем обводе котла временно стабилизировался. Красная Армия в конце ноября держала на этом фронте 480 000 человек, 465 танков, 8490 орудий и миномётов (без учёта зенитной артиллерии и лёгких миномётов калибра 50 миллиметров). У противника в котле было 330 000 солдат и офицеров, 340 танков, 5230 орудий и миномётов. В распоряжении противника в котле было пять аэродромов, на которые ежедневно прибывали со стороны Ростова транспортные самолёты. К этому времени Геринг значительно усилил истребительную авиацию прикрытия воздушного моста, и первоначальное господство в воздухе, которым располагали советские войска, начиная наступление, в значительной мере было здесь утрачено.

Обсудив оперативную обстановку, Василевский и Рокоссовский сели обедать. За обедом Василевский поведал о пережитом им недавно воздушном приключении. 24 ноября Василевский, командующий артиллерией Красной Армии Воронов, командующий ВВС Красной Армии Новиков и ещё четверо штабных офицеров с особо секретными документами ожидали на аэродроме под Серафимовичем самолёта из штаба Воронежского фронта. Видимость была плохая, стоял туман, и "Дуглас" не прилетел. Между тем Василевский обещал Сталину и Жукову
непременно провести в этот день секретное совещание в штабе Воронежского фронта по согласованию деталей операции "Сатурн", намеченной на начало декабря, и доложить результаты в Ставку. Что было делать? Новиков предложил лететь без истребителей прикрытия на имеющихся в наличии семи связных У-2, посадив за штурвалы опытнейших пилотов из его штаба. Сказано - сделано. Оспаривать авторитетное мнение главного военспеца страны никто не решился. Взлетели благополучно. Из соображений безопасности летели в тумане, строй выдерживали на глаз. Чем ближе был штаб Воронежского фронта, тем гуще становился туман.
Визуальный контакт между пилотами был утерян. Что было ещё хуже, началось сильное обледенение. Самолёт Василевского совершил вынужденную посадку в чистом поле. Над самой землёй тумана не было. По счастью, пассажир и пилот увидели на горизонте колхозные хаты. Пошли пешком по снежной целине. Из колхоза на крестьянских санях выбрались на дорогу в тридцати километрах от районного центра, Калача-на-Подгорной. Связались по телефону с командующим Воронежским фронтом генералом Голиковым. Оказалось, что из семи самолётов в расположении штаба Голикова приземлился один. Именно в нём сидел офицер с совершенно секретным планшетом. Все остальные авиаторы и их пассажиры собрались в штабе Голикова только к утру следующего дня. Не без волнения звонил Василевский Сталину, ожидая разноса за проявленное легкомыслие. Сталин был как всегда спокоен и невозмутим. Разноса не последовало.



Читатели (164) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы