ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 391

Автор:
Глава 391.


23 августа войска Западного фронта во взаимодействии с левофланговыми дивизиями 29-й армии Калининского фронта освободили Зубцов. На этом завершилась летняя Ржевско-Сычёвская операция. Так, во всяком случае, объяснял генерал Конев, командующий Западным фронтом, причину остановки наступления. Но у генерала Пуркаева, командующего Калининским фронтом, было своё мнение на этот счёт. И наступление продолжалось. Теперь первую скрипку играла в нём 30-я армия генерала Лелюшенко.

29-я армия уже вышла к левому берегу Волги между Ржевом и Зубцовом. Лелюшенко ударил уступом вправо, вышел с севера к Волге, с ходу форсировал её и захватил плацдарм на правом берегу в пяти километрах западнее Ржева. Поняв, что Пуркаев и Лелюшенко намерены освободить Ржев своими силами, не делясь славой с ним, Конев забеспокоился не на шутку и позвонил Сталину.

- Что случилось, товарищ Конев?

- Товарищ Сталин! В результате успешных действий левофланговых армий Калининского фронта в районе Ржева возникла чрезвычайно благоприятная оперативная обстановка для окружения и разгрома всей 9-й полевой армии генерала Моделя совместным ударом с двух сторон Калининского и Западного фронтов. В связи с этим предлагаю отложить проведение наступательной операции в районе Гжатска, накопить побольше снарядов, отремонтировать в тылу танки и самолёты и нанести противнику сокрушительный удар, захлопнув котёл вокруг всей ржевской группировки группы армий "Центр".

Сталин посоветовался с Жуковым и согласился с Коневым. На Западном фронте установилось затишье. А генерал Лелюшенко рвался в бой. Накопив снаряды и подтянув артиллерию, 9 сентября он возобновил наступление. Оно началось с полуторачасовой артподготовки, в результате которой все огневые точки противника перед участком предстоящего наступления были подавлены. После этого 52-я стрелковая дивизия с ходу ворвалась в Ржев и заняла несколько кварталов в северо-восточной части города. Оправившись от неожиданности, 6-я пехотная дивизия, оборонявшаяся в городе, оказала упорное сопротивление. Завязались жестокие уличные бои. Немцы дрались с отчаянием обречённых. Шёл проливной дождь. В окопах и траншеях водой заливало раненых и убитых. Что-то мягкое и скользкое шевелилось ещё под ногами солдат, по колено в воде сошедшихся в смертельной рукопашной. Дрались за каждый кусок кирпичной стены, за каждый бугорок, за несколько обломанных осколками снарядов и мин деревьев. К вечеру 52-я стрелковая дивизия была обескровлена. В 18-м гренадёрском полку 6-й немецкой дивизии к вечеру не осталось в живых ни одного ветерана, перешедшего границу в июне сорок первого года. Только в августовских боях под Ржевом дивизия потеряла 3294 человека.

Тем временем Жуков и Сталин одновременно с операцией "Уран" уже готовили операцию "Марс". 9-й полевой армии генерала Моделя под Ржевом готовилась та же участь, что должна была постигнуть 6-ю армию генерала Паулюса под Сталинградом.

Но Модель не разделил судьбу Паулюса. Этот человек был вылеплен из другого теста. В отличие от штабного выскочки Паулюса, сделавшегося генералом танковых войск по протекции, это он, Модель, на исходе лета прошлого года во главе танковой дивизии "Медведь" сначала открыл дорогу Гудериану в глубокий тыл Юго-Западного фронта, а затем блестяще завершил всю операцию, командуя дивизией с таким искусством и изворотливостью, словно это был корпус. Не слишком стесняя себя Уставом и штатной структурой частей, Модель тогда сплошь и рядом формировал импровизированные сводные мобильные группы под командой майоров и подполковников и ставил им оперативные задачи с такой дерзостью, словно это были целые танковые полки. Два танка Моделя, выскочив из-за пригорка, обратили в панику и рассеяли тогда отступающую колонну войск Будённого, а с юга уже была слышна канонада наступающего навстречу фон Клейста.

И здесь, под Ржевом, Модель своевременно оставил Зубцов, эвакуировал все свои плацдармы на левом берегу Волги, мастерски использовал особенности местности, не позволяющие проводить крупномасштабные наступательные операции мобильных войск. Всё лето Модель искусно оборонялся. За это время Гальдер успел перебросить на помощь фон Клюге десять дивизий, собрав их где только можно - сняв с других участков фронта, отобрав у Манштейна, доставив из Франции. Наконец и наступательный порыв армии генерала Лелюшенко иссяк.

28 сентября Сталин вызвал в Ставку Конева и Пуркаева вместе с начальниками их штабов. В секретном совещании в кабинете Сталина приняли участие Жуков и Василевский. 29 сентября совещание продолжилось. Вносились последние штрихи в план операции "Марс". В ноябре состоялось уже три совещания, там же, с теми же участниками. Готовились основательно. Начало операции несколько раз откладывали из-за плохой погоды.

Группировка войск Западного и Калининского фронтов в полосе операции "Марс" в середине ноября насчитывала 1 890 000 солдат и офицеров, 24 682 артиллерийских и миномётных ствола, 3375 танков, 1170 самолётов. Между тем под Сталинградом у Жукова в это же время было только 1 103 000 солдат и офицеров, менее 16 000 орудий и миномётов, 1 463 танка, 928 самолётов.

У Моделя и фон Клюге под Ржевом было 26 пехотных дивизий, пять танковых дивизий, две моторизованные дивизии, одна кавалерийская дивизия. Соотношение сил сторон было угрожающим для Моделя и представлялось Жукову решающим. 25 ноября Жуков начал операцию "Марс".

Погода так и не улучшилась. Мела сильная метель. Артподготовка, проведённая вслепую, не позволила выявить и подавить огневые точки противника. Когда пехота и танки двинулись вперёд по глубокому снегу, их повсеместно встретил сильный огонь. И только 20-я армия генерала Кирюхина сумела прорваться на фронте шириной в три километра. Кирюхин ввёл в прорыв танки и кавалерию. К вечеру он продвинулся на 10 километров. Тем временем Модель, подтянув резервы, контратаковал участок прорыва с флангов и закрыл его. Войска Кирюхина оказались в окружении. Несколько дней пробивался Кирюхин обратно. Наконец он вырвался из котла, потеряв почти все танки и много кавалерии.

Жуков был крут на расправу. Находясь в ближнем тылу и располагая широкими полномочиями представителя Ставки, он одного за другим снимал командиров танковых корпусов и командармов. Не стал исключением и генерал Кирюхин. Вместо него Жуков назначил командармом генерала Хозина. Лучше бы он этого не делал. У Хозина дела пошли ещё хуже. Тогда Жуков махнул на всех рукой и лично принял командование 41-й армией Калининского фронта. Ничего кроме новых потерь и новых разочарований возобновившиеся в декабре бои не принесли. Модель держал фронт в сузившемся ржевско-вяземском дефиле. Но и его армия была измотана в этих боях. Более тридцати немецких дивизий оставались связаны в декабре обороной стратегической рокады Вязьма - Ржев и не могли быть переброшены под Сталинград.




Читатели (204) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы