ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 387

Автор:
Глава 387.


Генерал Катуков полагал, что все три механизированных корпуса, формирующихся на берегу Волги в тылу Калининского фронта, будут объединены в танковую армию и получат задачу наступать там, где условия местности благоприятствуют операциям крупных танковых соединений. Однако вышло иначе.

Уже была поздняя осень, когда корпус получил задачу совершить двухсоткилометровый марш на запад, повернуть на юг, обойти с запада Ржев и сосредоточиться в районе между городом Белый и станцией Нелидово для участия в наступлении 22-й армии генерал-лейтенанта Юшкевича.

В это же время 1-й механизированный корпус генерала Саломатина получил приказ сосредоточиться в районе города Белый, а 2-й механизированный корпус генерала Корчагина отправился на другой участок фронта, в район Великих Лук.

Корпус Катукова выступил ночью. Войска двигались под дождём со скоростью пешехода по узким жердевым гатям, проложенным в лесах и болотах. Днём танки стояли, укрывшись в лесах.

Гати протянулись на многие десятки километров. Чем ближе был фронт, тем чаще проносились над лесом "Мессершмитты". В небе от восхода до заката маячили "костыли" - разведывательные самолёты "Фокке-Вульф-189".

Наконец трудный марш остался позади. Лил холодный осенний дождь. Начальник штаба 22-й армии генерал-майор Шалин очень обрадовался.

- Слава богу, генерал! Прибыла рабочая сила. У нас парализовано снабжение из-за отсутствия дорог, и не хватает рабочих рук, чтобы проложить гати к тыловым складам через непроходимые топи.

Весь личный состав корпуса, вооружившись лопатами, топорами и пилами, вышел на работы в леса и болота. Одни прокладывали жердевые гати. Другие рыли землянки и сооружали шалаши. Ночевать можно и в танке, но по-настоящему отдохнуть в танке нельзя. Тем более нельзя жить поздней осенью в кузове полуторки. Не обещает комфорта и землянка, вырытая у болота. Из-под земли всё время просачивается болотная вода, и офицерам штаба не раз пришлось вспомнить известную байку про Фридриха Великого, сказавшего будто бы по поводу большой лужи в походной палатке: "Вот и хорошо, теперь я могу умыться, не выходя под дождь".

Наступил ноябрь, и холодные дожди сменились обильными снегопадами. Затем ударил мороз. Когда земля основательно промёрзла, и кое-где леса и болота стали проходимыми, корпус получил в штабе армии задачу поддержать наступление пехоты.

Участок фронта, где предстояло наступать, был обращён не на запад, а на восток, в левый фланг глубокого ржевского дефиле группы армий "Центр". После короткой артподготовки наступление 22-й армии началось. Вначале оно развивалось черепашьим шагом. Углубившись в густой лес и двигаясь по пояс в снегу, пехота вышла на минные поля. Пока работали сапёры, войска стояли. Немцев не было видно. Наконец минные поля остались позади, и наступление пошло быстрее. Вскоре было освобождено 55 населённых пунктов. Правда, населёнными пунктами эти пустыри уже не были. Все каменные и бревенчатые дома были немцами разобраны и использованы как строительные материалы для сооружения дотов, дзотов и блиндажей в узлах обороны. Всё, что не пошло в дело, немцы сожгли.

Теперь немцы без боя отошли на второй рубеж обороны. Подходы к нему были ещё более густо заминированы. Генерал Катуков уже приготовился к новому продолжительному простою, когда корпусные разведчики привели в штаб пленного. Тот сам вышел к ним из леса с поднятыми руками.

- Почему вы решили сдаться?

- Я по матери еврей, и жил под постоянным страхом разоблачения.

- Какие войска держат оборону за минными полями?

- Моторизованная дивизия "Великая Германия".

- Можете указать проходы в минных полях?

- Охотно.

Пленный не обманул. Танки и мотопехота Катукова прошли минные поля без потерь. С ходу захватив немецкий укреплённый узел у деревни Старухи, танкисты посадили пехоту на броню и устремились на восток, развивая успех. Не успел Катуков обустроиться со штабом в просторном немецком блиндаже в Старухах, как неподалёку послышалась стрельба. Короткая автоматная очередь - и тишина.

- В чём там дело? Идите и разберитесь.

Стрелковый взвод выдвинулся в направлении опушки леса. Немецкий фельдфебель первым открыл огонь из заснеженных кустов. Немца окружили в надежде взять "языка". Но тот и не думал сдаваться, а стрелял он метко и уложил пятерых. Пришлось забросать кусты гранатами.
Тщательно прочесали кусты и опушку леса. Больше там никого не было.

Наступление Катукова застопорилось, когда корпус вышел к немецкой рокаде Невель - Нелидово. Здесь его ждали подтянутые немцами резервы. Оборонять рокаду, тем более если она содержится в образцовом порядке, против войск противника, отделяемых от своей базы операций многокилометровой непролазной глухоманью, - дело нехитрое, и немцы легко с этим справились.

Генерал Катуков разместил свой штаб в чудом уцелевших избах деревушки Тагоща, на берегу речки того же названия, в тридцати километрах юго-восточнее Нелидово. Здесь он и встретил с офицерами штаба Новый 1943 год.



Читатели (179) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы