ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 376

Автор:
Глава 376.



Осенью в штормовую погоду Балтийское море бывает особенно грозным. Вести охоту за транспортами противника в такую пору - занятие не из простых. Подводную лодку при сильном волнении невозможно удержать на перископной глубине, волна выбрасывает субмарину на поверхность.

Весь день подводная лодка "Щ-303" лежала на грунте. Вечером она всплыла. По-прежнему дул сильный ветер. Крен лодки достигал тридцати градусов, и даже бывалые моряки теряли равновесие. Многих укачало, но вахту все несли исправно. Вдали были видны транспорты. Но пытаться атаковать транспорты в шторм - только попусту терять торпеды. Зарядив аккумуляторы, лодка снова погрузилась. Вскоре моряки в кормовых отсеках услышали снаружи странный шум. В надстройке что-то гремело. Шум не стихал и мешал работать гидроакустику. Когда увеличили скорость хода, усилился и шум. Нужно было всплывать и разбираться.

Ночью всплыли. Едва рубка оказалась на поверхности, как лодку положило на борт. Море превратилось в бешено кипящую бездну. Со всех сторон, громоздясь всё выше, надвигались водяные горы. Лодка то скользила в глубокие впадины между волнами, то медленно взбиралась на высокие седые гребни. Причину шума в надстройке установили быстро: ударами волн сорвало съёмные листы лёгкого корпуса. Часть листов смыло, а один лист встал вертикально между антеннами. Авария опасная. В любую минуту антенны могли быть повреждены, а громкий шум в подводном положении выдавал лодку с головой гидроакустикам противника. Обвязавшись страховочными концами - тонкими пеньковыми верёвками, - двое добровольцев исчезли в водовороте, бушующем на верхней палубе. Установив съёмный лист на место, смельчаки вернулись в рубку.

Через сутки шторм стал стихать.

11 октября вахтенный офицер увидел в перископ мачты и трубы на горизонте. Пробили боевую тревогу, пошли на сближение. Впереди оказалось большое пассажирское судно под шведским флагом. Судно было хорошо знакомо капитану лодки. Ещё до войны оно возило курортников на остров Готланд. Прошёл час после отбоя тревоги, и капитан, находившийся во втором отсеке, снова услышал голос вахтенного:

- Транспорт противника по пеленгу триста пятьдесят!

Капитан бросился в центральный пост.

- Курс на сближение!

Расстояние между лодкой и транспортом сокращается. Всё как будто идёт как надо. И вдруг - предостерегающий голос штурмана:

- Под килем быстро уменьшается глубина! Мы находимся в опасной близости от кромки шхер.

Пришлось отказаться от атаки.

Неделю бороздили море. Ничего кроме мелких рыболовных судов.

В ночь на 18 октября всплыли зарядить аккумуляторы. Море было спокойно. Над морем - небо, полное звёзд. Штурман вышел из рубки с секстаном и точно определил по звёздам и хронометру долготу и широту лодки. Ярко светила луна. Капитан стоял на мостике, вглядываясь в пустынное море. Через вытяжную трубу вентиляции из лодки донёсся аромат кофе. Хорошо бы выпить горячего! - подумал капитан. Словно по волшебству, распахнулся люк, и из люка показался вестовой Титов с большой кружкой ароматного кофе в руке. После кофе вестовой принёс капитану прикуренную папиросу. Крепкий табак прогнал остатки сна. И тут над самой линией горизонта мелькнул яркий огонёк. Мелькнул и погас.

- Стоп зарядка! Оба дизеля полный вперёд!

Вскоре вахтенные различили в свете луны пять транспортов и два корабля охранения.

- Носовые аппараты товсь! Пеленг на головной транспорт.

С дистанции десять кабельтовых выстрелили двумя торпедами с интервалом семь секунд. В отсеках все замерли. Через минуту услышали два взрыва. Над морем полыхнуло яркое зарево. С мостика было хорошо видно, как головной транспорт, задрав корму, уходит под воду. Сторожевые корабли, развернувшись, устремились прямо на подводную лодку, ведя беглый орудийный огонь. Люк захлопнулся за капитаном и лодка нырнула под воду. Уходя на глубину, отвернули. Капитан решил попробовать выйти на транспорты в обход сторожевиков. Но немецкие гидроакустики знали своё дело. На глубине 25 метров
рядом с корпусом лодки стали взрываться глубинные бомбы. Громыхнуло так, что несколько подводников не удержались на ногах. В отсеках наступила гнетущая тишина. Все боялись услышать шум воды, льющейся в пробоину. На этот раз обошлось.
Опять стали рваться бомбы. Они рвались со всех сторон. Лодка сотрясалась от ударов. Наконец гидроакустик и штурман точно устанавливают пеленг и курс противолодочных кораблей. Лодка выполняет манёвр и уходит прочь, подальше от транспортов. Корабли охранения не рискнут удаляться от транспортов. Взрывы бомб стали глуше, и вскоре прекратились. Оторвались!

Перед рассветом 20 октября подняли перископ. Солнце ещё не взошло, но клочковатые облака над морем уже заалели.
Над горизонтом на северо-востоке вахтенный разглядел дым и две мачты. Пошли на сближение. Через двадцать минут показалось судно, идущее противолодочным зигзагом, меняя курс на пятнадцать градусов через каждые пять-восемь минут. Легли на боевой курс. Волнение моря усиливалось. Боцман, опасаясь, что лодку при циркуляции вытолкнет на поверхность, нырнул сразу на 20 метров. Когда всплыли под перископ, цель уже была за кормой. Боцману крепко влетело от капитана.

Лодка продолжила движение на северо-восток, вдоль шхер. Гидроакустик несколько раз докладывал о подозрительных шумах, похожих на шум винтов немецкой подводной лодки. Капитан "щуки" отвернул от линии шхер и повёл лодку переменными курсами, время от времени всплывая под перископ. В два часа пополудни, когда команда обедала, вахтенный офицер увидел по курсу транспорт и два корабля охранения. Пробили тревогу. Моряки, отложив обед, заняли свои места. Над морем стелился туман. Временами он полностью скрывал немецкий конвой. Но гидроакустик исправно докладывал штурману пеленги. Капитан решил атаковать вслепую, на шум моторов.

- Отчётливо слышу шум винтов немецкой подводной лодки! - предупредил гидроакустик.

- Что будем делать, командир? - спросил штурман.

- Будем делать своё дело - подкрадываться на торпедный выстрел к транспорту.

- А капитан немецкой лодки будет делать своё - подкрадываться к нам?

- Именно так.

Набирая ход, лодка устремилась наперерез транспорту.

- Справа по носу немецкая подводная лодка! - предупредил гидроакустик.

- А немец-то не лыком шит. Всплываем под перископ! Торпедные аппараты товсь!

Туман рассеялся. Большой лесовоз, сидящий в воде по ватерлинию, был совсем рядом.

- Залп!

Лодка вздрогнула, выпустив торпеды.

- Право руля! Уходим на глубину!

Через минуту раздались два глухих взрыва. И тут же из первого отсека доложили:

- Слышим шум самолёта слева!

Из второго отсека:

- Слышим шум самолёта справа!

Это прошли рядом с бортами "Щ-303" две торпеды, выпущенные капитаном немецкой субмарины.

Прошло пять минут. Шумов чужой подлодки не было слышно.

- Самый малый ход! Всплываем под перископ!

Транспорта на воде не было. На его месте виднелось несколько шлюпок. Сторожевые корабли, порыскав в разных направлениях, развернулись и пошли прямо на перископ.

- Уходим на глубину!

Послышался шум приближающейся погони. Потом - тяжёлые шлепки в воду. Взрыв! Матросы зажали ладонями уши. Ещё взрыв. Во всех отсеках погас свет.

- Курс - под вражеские корабли! Увеличить глубину и скорость!

- Глубина сорок пять!

- Так держать.

Взрывы звучат всё дальше и глуше.

- Шумы винтов едва слышны.

В отсеках включили аварийный свет.

- Отбой тревоги! Штурман, будем ложиться на грунт. Пообедаем. Передохнём.

Передав управление штурману, капитан вышел во второй отсек.

На следующий день лодка отошла западнее острова Готска-Санде, зарядила аккумуляторы и легла на грунт. Команда отдыхала.














Читатели (156) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы