ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 334

Автор:
Глава 334.


7 сентября в Ставке Гитлера под Винницей было по-летнему жарко и душно.

Столбик термометра показывал плюс тридцать. Гитлер плохо переносил жару, и это лишь усиливало раздражение, с которым он выслушивал утренний доклад Гальдера и Йодля.

- Мой фюрер! Дивизии группы армий "А" исчерпали наступательный потенциал. Все командиры дивизий единодушно докладывают: продолжать наступление невозможно. Прорваться к Туапсе, Тбилиси, Кутаиси и Баку не позволяет противодействие противника, имеющего на всех стратегических участках большой перевес в авиации, пехоте и артиллерии.

- Что значит не можем?! Не можем, не можем, не можем! Довольно, Гальдер. Мне надоело слышать слова, достойные рыхлой бабы, а не начальника Главного штаба. Йодль! Вылетайте немедленно в Сталино, в штаб группы "А", разберитесь на месте и сегодня же возвращайтесь. Я жду нового доклада вечером.

Йодль улетел. Вечером он вернулся. Всё подтвердилось.

- Мой фюрер! Группе армий "А" необходим хотя бы временный переход к обороне. Возобновление наступления, если это вообще возможно, потребует крупномасштабной перегруппировки.

Гитлер взорвался и обвинил Йодля в том, что он не разобрался толком и дал Листу себя уговорить.

Йодль, до сих пор при любых обстоятельствах сохранявший абсолютную лояльность Гитлеру, взбунтовался и тоже перешёл на крик.

- Не заставляйте меня, мой фюрер, процитировать ваши приказы, заведшие группу армий "А" в оперативный тупик! Ваше личное вмешательство в высшее командование военными действиями - главная, если не единственная причина всех переживаемых нами на Восточном фронте неудач!

Не дожидаясь ответа, Йодль стал саркастическим тоном цитировать одну за другой по памяти директивы Гитлера, загибая пальцы на руках.

Этого Гитлер никак не ожидал. Сначала он опешил и лишился дара речи. Потом побагровел и в бешенстве швырнул карандаш на стол:

- Вы лжёте, Йодль! Никогда не отдавал я этих приказов! Никогда! Никогда! Никогда!

Тут он покрылся потом, рванул ворот френча и выбежал из бункера в ночной лес. Несколько часов его не было. Никто не вышел из кабинета. Наконец Гитлер вернулся. Бледный, осунувшийся, с заострившимся носом и потухшим взглядом воспалённых глаз, он был уже другим человеком. Впервые перед ним во весь рост встала страшная реальность проигрыша войны.

- Господа, жду вас завтра с утренним докладом.

В эту ночь Гитлер впервые обедал один, в обществе своей овчарки Блонди. С тех пор он всегда обедал один.

Утром Лист был отстранён от командования группой "А". Гальдеру было приказано в две недели найти себе замену во главе штаба Сухопутных сил. Гитлер хотел пойти ещё дальше и отправить в отставку Кейтеля и Йодля, заменив их Кессельрингом и Паулюсом. Последнее намерение осталось, увы, неосуществлённым. Качество верховного командования войсками Германии в случае такой замены несомненно выросло бы. 6-я армия была бы, вероятно, спасена. Но Гитлер помирился с Йодлем. С этой ночи и до самого конца в бункере под Берлином на всех докладах в Ставке присутствовали стенографистки. Они тщательно фиксировали каждое произнесённое слово.








Читатели (164) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы