ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 320

Автор:
Глава 320.



4 августа1942 года в 6 часов 45 минут утра тяжёлая артиллерия Жукова обрушила шквал огня на передний край немецкой обороны в районе Погорелого Городища. Бомбардировщики и штурмовики с красными звёздами на крыльях волна за волной атаковали обозначенные артиллерией цели с воздуха.

Полтора часа продолжался этот огненный ад, превративший передний край немецкой обороны в общую могилу.

Наконец грянул одновременный залп восемнадцати дивизионов "катюш". Оборона 161-й пехотной дивизии и 36-й мотодивизии была сметена шквалом огня. На этом артподготовка закончилась. В образовавшуюся двадцатикилометровую брешь устремились ударные группировки 20-й и 31-й армий Западного фронта.

Противник отступал, бросая обозы и тяжёлую артиллерию. Отход прикрывали небольшие арьергарды танков и автоматчиков.

К 16 часам генерал-майор Бычковский переправил через Держу всю свою мобильную группу из трёх танковых бригад и к вечеру вывел танки на рубеж Старое - Ревякино - Емельянцево. Другая мобильная группа (три танковые бригады, мотоциклетно-самокатная бригада) была выведена полковником Арманом на рубеж Кондраково, Прасолово.

Противодействие противника было незначительным. Командование группы армий "Центр", судя по всему, было застигнуто мощным наступлением Жукова врасплох и ещё не успело принять ответные меры.

Первой отреагировала авиация. Не располагая ещё данными фронтовой разведки о передвижениях советских танков, пилоты немецких бомбардировщиков преодолевали группами по 20-30 самолётов жидкую систему ПВО Жукова и атаковали с воздуха переправы и давно разведанные дороги в ближнем советском тылу. Подвоз горючего и боеприпасов наступающим мобильным группам Жукова к вечеру был парализован.

В результате директива войскам на первый день наступления не была исполнена. Занять танками Зубцов и Карманово, выйти к Вазузе и захватить переправы на Гжати не удалось.

6-й танковый корпус генерала Гетмана начал выдвижение к реке Держа двумя колоннами в восемь часов вечера. Темнело. Лил дождь. Дороги, разбитые танками Бычковского и Армана, были в исключительно плохом состоянии. Колонны Гетмана растянулись на десятки километров. Тут и там возникали заторы, и движение надолго останавливалось. Лишь под утро колонны вышли к переправе севернее Погорелого Городища.

8-й танковый корпус генерал-майора Саломатина в это же время вышел к переправе южнее Погорелого Городища.

Слева от Саломатина к реке вышел 2-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Крюкова.

Все переправы были разрушены немецкой авиацией ещё накануне. Восстанавливать их ещё даже не начинали. Гетману, Саломатину и Крюкову пришлось привлечь к работе корпусных сапёров. На это ушли драгоценные часы. Хороший штабист знает: часы, потерянные в первый день наступления, стоят дней и недель в последующие дни. Жуков и Соколовский, имевшие несколько месяцев на подготовку операции, не позаботились должным образом о переправах на Держе. Это и стало главной причиной неуспеха большого летнего наступления.

Лишь к полудню заработали восстановленные понтонные переправы. У Гетмана первой перешла реку 100-я танковая бригада полковника Иванова. Переправившись, танкисты остановились, прикрывая переправу частей корпусного усиления - батальона мотопехоты и двух противотанковых батарей.

После полудня снова полил дождь. Дорги на западном берегу были и без того разбиты прошедшими по ним танками первого эшелона. Тут и там путь преграждала безнадёжно застрявшая в грязи и брошенная техника. Лишь к вечеру второго дня наступления авангарды танковых корпусов добрались до передовой. Фронт проходил по Вазузе на западе, а на юге у противника оставалось в руках предмостное укрепление в междуречье Яузы и Гжати с центром в Карманово.

Дирекетива Жукова и Соколовского на 6 августа ставила войскам 20-й и 31-й армий задачу возобновить наступление и к исходу 8 августа выйти к идущей с севаера на юг железной дороге Ржев-Сычёвка-Вязьма.

Танковый корпус генерала Гетмана с рассветом выдвинулся из Засухино через Шилово на Гнездилово и из Старого через Бубново к Буконтово. Дождь лил не переставая. Колонны утопали в непролазной грязи. Понтонный батальон застрял намертво. Гетман приказал прицепить каждый понтон к трактору или к лёгкому танку.

На подходе к урочищу Семичастный Мох танки остановились. Там, где ещё утром корпусная разведка нашла разбитые грунтовые дороги, теперь простиралась непроходимая топь. Пришлось возвращаться и обходить топь с севера. Вечером вышли к переднему краю и с ходу завязали бой со 161-й немецкой пехотной дивизией. Танки 200-й бригады полковника Москвина при поддержке пехоты 251-й стрелковой дивизии ворвались в Буконтово и вышли к берегу Вазузы.

Танки корпуса Саломатина, не обнаружив другой дороги, подтягивались в обход Семичастного Моха по следам корпуса Гетмана. Подтянувшись, они сосредоточились за главными силами 251-й стрелковой дивизии, ворвались при поддержке пехоты в Козлово, Луковники, Карамзино и развивали успех в направлении Печоры. Тем временем бригада Москвина, усиленная мотострелковой бригадой полковника Комолова и 88-й стрелковой бригадой, заняла Кошелево.

Ночью в штаб Гетмана явился с донесением начальник корпусной разведки майор Криволапов.

- Товарищ генерал! К противнику на западном берегу прибыли сильные подкрепления. 5-я танковая дивизия из Вязьмы и 253-я пехотная дивизия из Дорогобужа. Обе дивизии выгружаются на железнодорожной станции Осуга между Ржевом и Сычёвкой.

- Сколько у них сил?

- В 5-й танковой дивизии 160 танков и 16 000 человек личного состава. Пехотная дивизия прибыла с артиллерией. Численность уточняю.

У Гетмана в корпусе на ходу было 169 танков. Половину из них составляли лёгкие Т-60 с пулевой бронёй и 20-миллиметровой пушкой.

Гетман доложил Жукову. Тот не выразил удивления.

- И у нас в штабе фронта имеются сведения о подготовке противником контрудара. Отразите его и возобновляйте наступление согласно прежней директиве.

Река Вазуза в районе Сычёвки представляет собой серьёзную водную преграду шириной 80-90 метров и глубиной 2 метра.

Ещё утром 6 августа мотострелки полковника Комолова форсировали Вазузу и захватили небольшой плацдарм, отогнав от реки аванпосты противника. Стоя по горло в воде, сапёры приступили к наведению мостов на ряжах - древесных срубах, наполненных камнями и песком. Ночью по мосту прошли танки Москвина и тылы мотострелков Комолова.

Накануне аванпосты Комолова выдвинулись с плацдарма. В трёх километрах за рекой их контратаковали 28 немецких танков
с мотопехотой. Мотострелки подбили 12 танков, уничтожили роту мотопехоты и удержали плацдарм. Южнее корпус Саломатина захватил ещё один небольшой плацдарм в районе Клепени.

С рассветом 7 августа бой на плацдармах возобновился. Огонь немецких гаубиц и миномётов был чрезвычайно силён. Первую атаку немцев мотострелки Комолова отразили, подбив четыре танка. Комолов запросил подкреплений. Гетман прислал ему танковый батальон из бригады Москвина. Завязался упорный бой за село Гредякино. Он продолжался весь день, всю ночь и весь следующий день. С обеих сторон прибывали резервы. Гетмана поддержали полк майора Грицука из 251-й стрелковой дивизии и пехота 88-й стрелковой дивизии. Гредякино осталось за Гетманом.

К исходу 8 августа оба плацдарма на Вазузе удалось расширить. Корпус Саломатина и кавалерия Крюкова форсировали Гжать.

9 августа сражение достигло апогея. Обе стороны ввели в бой главные свои силы. Гетман отразил все контратаки и расширил плацдарм до восьми километров по фронту и трёх километров в глубину.

10, 11 и 12 августа танки Гетмана, поддержанные пехотой 251-й дивизии, медленно, метр за метром, продвигались в направлении Сычёвки.

Тем временем Жуков, у которого закончились резервы, снял танковый корпус Саломатина с сычёвского направления и перебросил на кармановское направление, в полосу наступления 8-го стрелкового корпуса генерал-майора Захарова.

13 августа противник нанёс сильный удар танками и пехотой по 88-й стрелковой дивизии со стороны Вишняково, Холм-Рогачевский и захватил Сады и Васильки. Жуков азартно приказал Гетману отбить Сады. О первоначальном плане наступления в штабе Западного фронта уже не вспоминали. Бронетанковый кулак был растащен по частям на разных направлениях и использовался там и тут для решения мелких задач тактического характера.

Тем не менее, Гетман улучшил свою позицию, форсировал впадающую в Вазузу реку Осуга и продвинулся вверх по обоим её берегам.

23 августа, с опозданием на три недели, 31-я армия взяла Зубцов, а 20-я армия во взаимодействии с 5-й армией заняла Карманово.

На этом большое летнее наступление Жукова в районе Погорелого Городища завершилось. Жуков убыл в Сталинград, оставив Западный фронт Коневу. Конев до конца года раз за разом пытался возобновить наступление, но изменить установившуюся линию фронта в районе Ржева и Сычёвки практически не смог.








Читатели (210) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы