ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 291

Автор:
Глава 291.



Залпы "катюш" полковника Нестеренко остановили немецкое наступление на Изюм.

20 мая на всём фронте Малиновского установилось затишье. Оно продолжалось до середины июля.

Занимаясь подготовкой своей оперативной группы к новым боям, полковник Нестеренко посетил боевые порядки всех армий Южного фронта. Протяжённость фронта составляла около трёхсот километров. В состав фронта входило пять армий. "Катюши" были развёрнуты на самых ответственных участках. Два полка стояло на правом фланге 37-й армии, на стыке с Юго-Западным фронтом. Здесь и нанёс противник сильный удар, начав новое наступление 15 июля.

На фронте Малиновского было ещё спокойно, когда затрещал фронт Тимошенко.

Прорвав на всю глубину оборону Юго-Западного фронта в районе Волчанска, немецкие танки хлынули к Воронежу, а оттуда развернулись к югу и двинулись на Миллерово.

И вот 15 июля последовал новый удар. На этот раз по правому крылу Южного фронта. В первый же день наступления немецкие танковые дивизии форсировали на нескольких участках Северский Донец, закрепились на плацдармах и стали быстро переправлять на них подкрепления. Правофланговая 37-я армия генерала Козлова оказалась в крайне тяжёлом положении. Возникла реальная угроза её полного окружения и разгрома. Главные силы и штаб армии по-прежнему оставались
на западном берегу Северского Донца.

Туда и выехал на бронемашине из Ворошиловграда полковник Нестеренко, взяв с собой капитана Смирнова. В штабе фронта была потеряна связь со штабом 37-й армии. Малиновский попросил Нестеренко немедленно выехать в расположение 37-й армии, разыскать её штаб, сориентироваться на месте и поддержать атакованную танками пехоту "катюшами".

Переправившись на западный берег по временному мосту, Нестеренко и Смирнов нашли на опушке леса неподалёку дивизион одного из полков "катюш". Дивизион был развёрнут для защиты переправы и прикрытия отхода 37-й армии за Северский Донец.

Нестеренко и Смирнов поехали дальше. В одной из деревень они встретили офицера разведки 43-го полка "катюш".

- Дальше ехать нельзя, товарищ полковник. С северо-запада к деревне подходит немецкая колонна. Впереди развёрнуты танки в боевом строю. За ними в предбоевом строю идут грузовики с мотопехотой. Колонна очень большая, растянулась на восемь километров.

- Есть у вас в отряде телефонисты с кабелем?

- Так точно, товарищ полковник.

- Пусть тянут кабель вон к той высотке. А другой конец кабеля раскручивайте к переправе, навстречу вашему полку. И пусть командир полка ускорит выдвижение дивизиона к окраине деревни. Командовать огнём буду я.

Дивизион подошёл своевременно. Ракеты с громким шипением пронеслись над деревней и накрыли голову колонны. Расстояние было минимальным. Эллипс рассеивания на таком расстоянии был по форме близок к кругу. Досталось и танкам, и грузовикам с пехотой. Когда дым отнесло в сторону, Нестеренко увидел в бинокль, как немецкая колонна разворачивается и уходит через поле пшеницы в северо-восточном направлении.

Вскоре на высотку к Нестеренко прибыл офицер связи из штаба 37-й армии.

- Мы видели ваш залп, полковник. Для нас появление немцев с этой стороны - полная неожиданность. Своим залпом вы предотвратили захват переправы, а штаб армии спасли от вероятного разгрома. Передайте благодарность командующего вашим гвардейцам на огневой позиции.

Поздно вечером Нестеренко и Смирнов вернулись на бронемашине в Ворошиловград, в штаб Южного фронта. Ночью состоялся военный совет. Он утвердил согласованный с Москвой приказ об отходе 37-й армии за Северский Донец, а всего правого крыла Южного фронта - к Новочеркасску и Ростову.

Встал вопрос об эвакуации артиллерийских складов. Склады оперативной группы Нестеренко располагались в Белой Калитве. На складах числилось 7320 ракет М-8 и 11450 ракет М-13. Вывезти складским транспортом такое количество за один присест было невозможно. Разжиться транспортом в штабе фронта в создавшейся оперативной обстановке нечего было и думать.

Пришлось организовать поэтапный вывоз с промежуточными рубежами в 50-60 километров. Штаб Нестеренко подготовил за ночь маршруты перевозок, включая резервные маршруты на случай внезапного изменения оперативной обстановки. Войскам были сообщены пункты сбора в глубоком тылу в случае потери связи со штабом фронта, штабом группировки и друг с другом.
Меры предосторожности были приняты не зря.

19 июля события на правом крыле Южного фронта стали развиваться катастрофически.

Плановый порядок отхода 37-й армии перестал соблюдаться. Управление и взаимодействие между штабами и войсками было полностью нарушено.

Нестеренко связался по телефону с Белой Калитвой. У телефона был начальник складов.

- Товарищ полковник, снаряды грузим на баржи. Мною реквизирован пароход. Он оттранспортирует баржи в Ростов.

- Всё ли сможете погрузить?

- Около половины, товарищ полковник.

- Оставлять ракеты врагу нельзя. Немедленно организуйте вывоз автотранспортом за реку по железнодорожному мосту. К утру склады должны быть пусты. За неисполнение ответите головой.

Комиссар с поставленной задачей справился в срок.

Всю ночь над железнодорожным мостом висели на парашютах немецкие осветительные ракеты. Мост бомбили всю ночь. Прямых попаданий не было. Утром, пересчитав перевезённые ракеты, Нестеренко выехал на вездеходе на станцию Лихая. Оттуда он собирался везти ракеты дальше по железной дороге.

День был жаркий. Солнце в безоблачном небе нещадно палило. По сторонам дороги колосились поля пшеницы. Мелькали хутора с зелёными садами за невысокими оградами. Картина была вполне мирной.

Вдруг всё резко изменилось. За гребнем холма показалась станция Лихая. Над ней выстраивалась в кольцо эскадрилья "Юнкерсов". Ещё одна эскадрилья заходила со стороны солнца. Один за другим самолёты легли на крыло и с воем спикировали на цель. Облака чёрного дыма взмыли над станцией и закрыли солнце. Загорелись вагоны на путях и станционные строения.

Нестеренко остановил встречный грузовик и узнал от сидящего в кабине офицера, что 43-й полк "катюш" стоит в деревне Грушовка, недалеко от Шахт.

На окраине Грушовки, на высоком берегу реки Кундрючья, были развёрнуты дивизионы "катюш" и полк 152-миллиметровых гаубиц тяжёлой армейской артиллерии.

-Кто обороняет этот рубеж? Где прикрытие? Что известно о противнике? - засыпал Нестеренко вопросами командира полка артиллеристов подполковника Ратова.

- Никаких стрелковых частей поблизости нет. Командующий армией приказал развернуть на этом рубеже армейскую артиллерию и прикрыть огнём отход. Части пехоты и противотанковой артиллерии прикрытия подойдут ближайшей ночью. Склад боеприпасов тут рядом, в Шахтах.

Полковник Нестеренко остался в расположении своего полка, а на поиски другого полка отправил сержанта на вездеходе.

В три часа дня сюда же, под защиту тяжёлой артиллерии, прибыл командующий 37-й армией генерал Козлов. С ним был командующий артиллерией генерал Неделин. Нестеренко времени не терял, он уже установил своей властью часть гаубиц на прямую наводку и произвёл пристрелку к ориентирам.

- Полковник, я разверну армейский НП на вон той высотке. А вам я поручаю командование всеми частями и оборону штаба до подхода прикрытия. Организуйте дальнюю разведку во всех направлениях. По этим полям танки могут вынырнуть отовсюду.

Немцы не заставили себя ждать. Разведчики Нестеренко вскоре обнаружили приближающуюся к правому флангу из-за реки танковую колонну. Нестеренко выдвинул дивизион "катюш" на правый фланг и сам выехал следом. На марше дивизион атаковали с воздуха немецкие штурмовики. Батареи рассредоточились. Часть машин укрылась в лощине. Три боевые машины выбыли из строя, один грузовик сгорел, пятеро человек получили ранения и контузии. Дивизион развернулся за невысоким холмом. Одна за другой боевые машины на больших интервалах выныривали на гребень холма, сползали по обращённому к реке склону, стреляли прямой наводкой и откатывались обратно за холм. Немецкие танки отвечали огнём с дальней дистанции. Развернулась огневая дуэль между танками и "катюшами". От флангового обхода дивизион был защищён излучиной реки Кундрючья. В тылу у гвардейцев гремели гаубицы подполковника Ратова. Их тоже атаковали танки. Приближался вечер. Потеряв три танка, немцы отступили. Прилетели "Юнкерсы". Их встретили огнём полковые зенитчики. Один пикировщик задымил и стал терять высоту. Пилоту удалось спланировать и скрыться за горизонтом. Остальные принялись за зенитчиков и артиллеристов. Восемь раз возвращалась с бомбами немецкая эскадрилья. Ни один расчёт не покинул орудия или зенитного пулемёта. Одна за другой все зенитки и часть гаубиц были приведены к молчанию. Самолёты улетели, и в атаку снова пошли танки. И снова артиллеристы и ракетчики отразили атаку. Потеряв ещё несколько машин, немецкие танкисты отступили и укрылись на ночь в лощинах за рекой.

Наступила ночь. Обещанные генералом Козловым части прикрытия так и не подошли.





Читатели (177) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы