ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 239

Автор:
Глава 239.



"28 июня. 372-й день войны.

Операция "Блау" началась. Группа фон Вейхса выступает.

Прорыв первой линии обороны противника был осуществлён неожиданно легко. Однако местами противник продолжает оказывать упорное сопротивление, оставаясь в своих траншеях. С этим приходится считаться. В целом наступление развивается удовлетворительно. И только венгры на правом фланге у фон Вейхса не оправдали ожиданий и не продвинулись ни на шаг. Остаётся только гадать, когда и где противник бросит на фон Вейхса главные свои силы, сосредоточенные, очевидно, в тылу. Никаких признаков этих сил пока не обнаружено.

У Севастополя Манштейн вышел к последнему, внутреннему рубежу обороны крепости и уже предпринимает усилия для прорыва этого рубежа на центральном его участке.

29 июня. 373-й день войны.

Весьма обнадёживающие донесения от Манштейна. Наступая с севера через бухту Северная и с востока через реку Чёрная, войска 11-й армии ворвались по обе стороны устья Чёрной на позиции внутреннего оборонительного рубежа защитников города-крепости, а с востока утвердились на высотах, господствующих над основной позицией противника на Сапун-горе. Тем самым штурм города вступил в решающую стадию, победоносного завершения которой следует ждать самое позднее через неделю. Уже нужно подумать о дальнейшем использовании 11-й армии в последующих операциях - через Керчь или через Таганрог.

Генерал Кирхнер, новый командир 59-го армейского корпуса, представился в связи с отъездом к войскам. Его корпус перебрасывается к Таганрогу для участия в наступлении на Ростов, Новороссийск и Кавказ.

Фон Вейхс не смог воспользоваться плодами предыдущего дня из-за начавшихся грозовых ливней. 23-я дивизия полностью переформирована в танковую и включена в 40-й моторизованный корпус на левом фланге 6-й армии Паулюса. Мотокорпус выступает завтра.

К сожалению, непогода вынуждает и фон Клюге отложить начало операции "Цейдлиц" против окружённых у него в тылу войск генерала Белова. Пользуясь ненастьем, Белов свёртывает свои позиции и отводит кавалерию лесом в сторону Смоленска, в глубокий тыл наших 9-й и 4-й армий.

Фон Кюхлер доложил о том, что армию генерала Власова, окружённую западнее Волхова, можно в целом считать ликвидированной. Грандиозное сражение на Волхове таким образом завершено полной победой. Противник продолжает сильные атаки на наш волховский плацдарм в районе Киришей.

Генерал Якоб доложил о состоявшемся совещании у фюрера, потребовавшего сделать ему доклад о состоянии укреплений на Западе.

Тем временем подполковник фон Мерц из Орготдела доложил мне результаты работы по переводу новых дивизий на экономный штатный состав. Дивизии в составе двух, а не трёх полков, по шесть батальонов. Экономия в артиллерии, в штабах и т.д.

Заявки Манштейна на пополнение 11-й армии не могут быть полностью выполнены. Манштейн затребовал 60 000 человек. Можно будет поставить только 30 000. Это означает, что в 11-й армии после взятия Севастополя сохранится некомплект в две-три тысячи человек на каждую дивизию. Ещё хуже будут обстоять у Манштейна дела с артиллерией РГК.

30 июня. 374-й день войны.

Фюрер вызвал на совещание в Ставку командующего группой армий "Север" фон Кюхлера и его командующих корпусами. По прибытии фон Кюхлер узнал о присвоении ему звания фельдмаршала. Фюрер предложил ему высказаться о дальнейших планах. Фон Кюхлер высказался за стратегическую оборону и перечислил четыре ключевые задачи: 1. Расширить и укрепить проложенные весной коридоры от базы операций на восток и на юг. 2. Ликвидировать дефиле 54-й армии противника в районе Погостья. 3. Всемерно укрепить оборону левого фланга мгинского коридора по берегу Невы. 4. В целях экономии сил эвакуировать наш плацдарм на Волхове в районе Киришей. На все четыре задачи, по мнению фон Кюхлера, группе армий потребуется 5-6 месяцев.

Фюрер в целом одобрил план фон Кюхлера и добавил от себя следующее. 1. Погостье отбить у противника не медля. Для борьбы с тяжёлыми и средними танками русских фюрер пошлёт туда первую опытную роту новых танков "Тигр". 2. Возражений против эвакуации восточного берега Волхова нет. Однако провести её в порядке и с минимумом потерь можно будет лишь после завершения мероприятий по созданию сильного предмостного укрепления в районе Киришей.

Фон Кюхлер заявил, что гарантирует решение группой армий всех поставленных задач, если ему дадут четыре свежих пехотных дивизии..."

Вечером на штабной квартире у Гальдера состоялся традиционный мальчишник. Офицеры Главного штаба сухопутных сил собрались поздравить хозяина с днём рождения. В качестве гостей присутствовали начальники корпусов группы армий "Север".

На следующий день вечером в штабе Манштейна под Севастополем слушали как обычно музыкальную передачу берлинского радио. Неожиданно передачу прервали звуки победных фанфар. Затем было передано специальное сообщение о падении города-крепости Севастополя. Вслед за сообщением был зачитан текст телеграммы:

"Командующему армией в Крыму генерал-полковнику фон Манштейну.

С благодарностью отмечая Ваши особые заслуги в победоносно завершённых боях в Крыму, я присваиваю Вам чин генерал-фельдмаршала. Присвоением Вам этого чина и учреждением специального знака "Крымский щит" для всех участников боёв в Крыму, я перед всем народом отдаю дань уважения героическим подвигам сражающихся под Вашим командованием войск.

Адольф Гитлер".

На открытой веранде штабного домика в спрятанной в ущелье татарской деревушке был сервирован скромный ужин. Тем временем начальник разведки 11-й армии майор Эйсман выехал в Симферополь, поднял с постели одного татарина, отдал ему свои серебряные часы и приказал изготовить к утру два фельдмаршальских жезла на новые погоны командующему.

Когда утром 2 июля Манштейн вышел к завтраку, возле его прибора на столе уже лежали готовые серебряные жезлы тончайшей гравировки.

Вскоре затем Манштейну доставили другой подарок: тяжёлый золотой портсигар с выгравированным на крышке планом Севастополя. Даритель, пожилой германский кронпринц, в прилагаемом письме извещал фельдмаршала, что сам он не имел счастья довести в своё время до победного конца осаду Вердена. Тем более он теперь счастлив, что другому полководцу удалось пойти дальше и взять Севастополь.

Наконец, был и совсем уже неожиданный подарок. Православный священник, русский эмигрант, живущий во Франции, прислал ему толстую трость из узловатой виноградной лозы. В набалдашник трости был вделан топаз. В прилагаемом письме священник сообщал, что его дед командовал полком в Крымскую войну и защищал Севастополь от французов и англичан. Трость поднесли ему подчинённые, когда полковник получил тяжёлое ранение в ногу. Теперь, когда Манштейн выгнал из Крыма большевиков, эта реликвия по праву должна принадлежать ему.

И ещё один подарок получил Манштейн из Франции. Это были написанные по-французски мемуары некоего генерала Манштейна, воевавшего в XVIII веке на Чёрном море под началом фельдмаршала Миниха. Оба, Миних и Манштейн, играли самую деятельную роль в дворцовом перевороте при русском дворе и в свержении могущественного фаворита, герцога Курляндского Бирона.

Новоиспечённый генерал-фельдмаршал с интересом прочёл оба вместительных тома в красных кожаных переплётах. Особенно ему понравилось место, где рассказывалось о том, как Миних после очередного дворцового переворота отправился на поселение в Сибирь на простых крестьянских санях и встретил на своём пути другие сани: в них сидел возвращающийся из Сибири Бирон. Встретившись на узкой дороге, оба ездока придержали лошадей и, как и подобает рыцарям, учтиво раскланялись.








Читатели (180) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы