ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 223

Автор:
Глава 223.


Отступление к Мценску совершалось ночью. Дул пронизывающий ветер. Косо летел мокрый снег. Аванпосты Гудериана следовали по пятам за отступающими. Прибыв на место, танкисты Катукова до рассвета рыли окопы и траншеи. А когда забрезжило серое ненастное утро, увидели водонапорную башню и крыши домов Мценска.

Утром Гудериан атаковал левобережное предмостное укрепление на всех пунктах. Однако атаковал без огонька, как-то подозрительно вяло.

- Что он затевает? - встревожился полковник Катуков, водя биноклем по переднему краю.

- Может, выдохся немец? - предположил начальник штаба, стоящий рядом.

- Э, нет. Тут что-то другое. Немедленно свяжитесь со штабом корпуса и попросите уточнить оперативную обстановку.

Предчувствие не обмануло полковника.

После нескольких неудачных попыток начальник штаба бригады связался со штабом Лелюшенко.

- Товарищ полковник! В штабе корпуса потеряна связь с батальоном курсантов на нашем левом фланге. Немецкие танки и бронетранспортёры замечены в тылу у батальона. Они продвигаются вниз по течению Зуши к восточной окраине левобережной части города.

- Немедленно едем в штаб!

Штаб бригады только-только разместился в Мценске, в Подмонастырской слободе. Связисты ещё не успели протянуть телефонный кабель к штабу корпуса. Радиосвязь установить тоже не удавалось. Не было связи и с батальоном курсантов. Канонада гремела по всему внешнему обводу предмостного укрепления, и трудно было в точности определить, где именно и кто стреляет.

Собрались обедать, когда в комнату вбежал запыхавшийся танкист с окровавленной повязкой на голове. Катуков с трудом узнал под бинтами знакомое лицо механика-водителя, сержанта Рындика.


- Товарищ полковник! Немцы в городе! - закричал сержант с порога.

- Вы уверены, сержант?

- Сам видел только что.

Сержант вернулся утром из контратаки на повреждённом танке с ожогами лица и с осколочной раной головы и пошёл пешком в медсанчасть. Он уже шёл по улице города, мимо длинной очереди за хлебом, выстроившейся у дверей в булочную. По улице сновали машины и мотоциклы. У придорожной колонки два красноармейца набирали воду для полевой кухни. Женщины в очереди оживлённо тараторили о чём-то своём. Решительно никто не хотел обращать внимания на четыре немецких танка, ползущих по улице, лязгая гусеницами и покачивая стволами орудий. Возле булочной один из танков развернул башню и в упор открыл огонь. Прогремел взрыв. Из окон булочной вылетели стёкла. Закричали раненые. Сержант через двор выбежал на соседнюю улицу, остановил мотоцикл и помчался в штаб.

Сержанта отправили к медикам. Связисты установили связь с войсками на передовой. Все докладывали о подходе свежих частей Гудериана и о невозможности удержания собственных позиций без присылки немедленной помощи. Наконец Катукову удалось установить связь со штабом корпуса.

- Товарищ генерал! Прошу разрешения начать отвод бригады на правый берег.

- Отвод не разрешаю. Удерживайте предмостное укрепление. Приказ на отступление получите позже. Надёжно ли охраняется автомобильный мост? Там слышна какая-то стрельба.

- Высылаю к мосту свой танковый резерв - три танка КВ.

- Продержитесь до темноты, полковник. К ночи ожидается прибытие в Мценск 13-й армии генерала Городнянского. Она только что вышла с боем из окружения, сейчас её колонна движется сюда по правому берегу Зуши.

Взревев моторами, три танка КВ двинулись в сторону моста, по которому сплошным потоком отступали войска Лелюшенко.
Вокруг моста вздымались фонтаны воды: немецкая батарея обстреливала мост. Едва танки КВ подошли к мосту, как в командирский танк один за другим ударили два тяжёлых снаряда, выпущенных прямой наводкой. Механик-водитель успел вытащить из горящей машины раненого стрелка-радиста. Командир танка старший политрук Лакомов сгорел в башне. Немецкая батарея, обстреливавшая мост, была подавлена орудийным и пулемётным огнём двух других КВ.

Канонада и треск пулемётов в городе продолжались. Обстановка была неясной. Катуков послал ещё один взвод танков с приказом выяснить причину стрельбы и доложить. Оказалось, что немцы ведут огонь из окон захваченной ими каменной церковной колокольни.

- Приказываю сбить колокольню!

Прогремел залп, и "звонари" были погребены под обломками рухнувшей колокольни.

Из четырёх немецких танков, прятавшихся за церковной оградой, два были подбиты следующим залпом, другие два успели скрыться в переулке.

После обеда немцы снова подтянули к автомобильному мосту тяжёлую артиллерию и полностью парализовали движение по мосту пулемётным огнём.

Катуков был вынужден отозвать свой резерв к расположению штаба.

- Что будем делать? - обратился он к начальнику штаба.

- Других автомобильных мостов нет. Река не слишком широка. Предлагаю немедленно начать поиски брода выше и ниже по течению. Есть ещё железнодорожный мост. Танки по нему пройдут. Артиллерия и грузовики не пройдут без деревянного настила. Предлагаю приступить к сооружению настила.

Разведчики, отправившиеся на поиски брода, вернулись ни с чем: ниже по течению берег Зуши был слишком высок и обрывист, а течение становилось слишком быстрым. Выше по течению действительно имелось удобное место для переправы, но там уже работали сапёры Гудериана.

К счастью для бригады Катукова, погода на аэродромах Гудериана была нелётной. Низкие тучи, чреватые снегом, ползли над самыми крышами Мценска, плотно скрывая небо.

- Всем, кто не занят в бою, строить деревянный настил!

Настил укладывали под огнём. Снаряды тяжёлых гаубиц один за другим падали возле опор моста. Уже стемнело, когда по мосту двинулся на разведку танк замполита Завалишина. Оказавшись на правом берегу, танк развернулся и пошёл назад, но на середине моста доски настила разъехались, и у танка слетела гусеница. Гусеницу вскоре починили, и танк вернулся на левый берег.

- Что видели на правом берегу?

- Видел движение неустановленных войск. Пехота и артиллерия. Свои или чужие - в темноте не разберёшь.

Связи со штабом Лелюшенко не было. Наконец генерал вышел на связь и разрешил полковнику отступление. По правому берегу реки в город входила 13-я армия генерала Городнянского.

Первыми по узкому мосту двинулись повозки с артиллерией. Доски настила то и дело разъезжались, артиллерийские лошади проваливались и ломали ноги. Колёса грузовиков намертво застревали между досок. То и дело возникали заторы. В довершение всех бед небо очистилось от туч, и полная луна ярко осветила мост. Немецкие автоматчики стали поливать его огнём из окон железнодорожного вокзала.

- Вокзал расстрелять из танковых орудий. Деревянные станционные постройки облить соляркой и поджечь, - скомандовал командир бригады.

Вскоре стрельба из окон прекратилась, а над станционными строениями полыхнуло зарево пожара. Это зарево слепило глаза артиллерийским наблюдателям и корректировщикам огня. Огонь по мосту сделался неэффективным.

Незадолго до рассвета, когда последний танк Катукова перешёл на правый берег, сапёры взорвали железнодорожный мост.









Читатели (184) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы