ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 211

Автор:
Глава 211.



С рассветом 30 июня генерал Манштейн возобновил наступление по всему фронту. Не испытывая недостатка в артиллерийских боеприпасах, семь немецких дивизий пошли на последний штурм обескровленной и расчленённой Приморской армии, в которой к полудню из 25 тонн артиллерийских боеприпасов, доставленных ночью из Краснодара по воздуху, осталось лишь незначительное количество снарядов и мин малых калибров. Одна за другой батареи защитников Севастополя замолкали, и тогда артиллеристы со стрелковым оружием и ручными гранатами пополняли ряды бойцов в окопах и траншеях. Смолкла наконец и батарейная башня с "Червоной Украины", установленная на Малаховом кургане. Но продолжал держаться прикрывавший батарею сводный батальон морской пехоты майора Сонина. Несколько раз в течение этого кровавого дня курган переходил из рук в руки.

Ещё держались на своих позициях морские пехотинцы из бригады генерал-майора Жидилова, 79-я морская бригада, 7-й Перекопский полк, Чапаевская дивизия, сибиряки 142-й бригады. К вечеру в дивизиях осталось по 400-600 человек, в бригадах - по 200-300.

Накануне Манштейн провёл решающую перегруппировку, введя в прорыв вслед за 170-й пехотной дивизией 72-ю пехотную дивизию и 28-ю лёгкую дивизию. Ещё пять дивизий 11-й армии блокировали окружённые на Сапунских позициях и отрезанные от эвакуированного на Херсонес штаба Приморской армии войска защитников города.

28-я лёгкая дивизия взяла штурмом Английское кладбище юго-восточнее Севастополя, между окраиной города и южными высотами Сапун-горы. Бой за кладбище был исключительно кровопролитным. Мраморные памятники, оставленные англичанами, превратились в крошку, могилы были разворочены снарядами, кладбище было усеяно свежими трупами. Завладев кладбищем, 28-я лёгкая дивизия продолжила наступление в западном направлении, обходя Севастополь с юга. 72-я пехотная дивизия, расширяя прорыв в южном направлении, теснила к побережью противника на Сапунской позиции и полностью завладела высотой "Ветряная мельница". 4-я румынская дивизия перешла в наступление и заняла укрепления в окрестностях Балаклавы, взяв 10 000 пленных. И только 170-я пехотная дивизия, чьи фланги и тыл были теперь надёжно обеспечены, развернула наступление на полуостров Херсонес, имея приказ поднять флаг Германии над маяком.

Тем временем среди руин Севастополя из громкоговорителей в течение всего дня звучал приказ Сталина войскам "держаться до последнего человека". Все жители города, способные держать в руках оружие, были мобилизованы.

В половине восьмого часа вечера в штабе адмирала Октябрьского и генерала Петрова было получено разрешение из Москвы начать эвакуацию Севастополя. Поздно вечером из Краснодара пришла директива Будённого: "Октябрьскому, Кулакову и Петрову немедленно убыть в Новороссийск и обеспечить вывоз из Севастополя раненых, войск и ценностей."

Прежде чем "убыть", Октябрьский и Петров назначили исполняющим обязанности командующего генерал-майора Новикова, чья 109-я стрелковая дивизия была развёрнута на последнем рубеже обороны поперёк Гераклийского полуострова. Помощником по морской части Новикову был оставлен капитан 3-го ранга Ильичёв. Началась посадка на катера и подводные лодки. В бухту Казачья эти малые корабли прорваться уже не могли. Раненых доставляли на катера и подлодки на лодках, плотах и в шлюпках. Здоровые добирались до катеров и подлодок вплавь. На взлётной полосе уже рвались немецкие снаряды и мины, когда с неё взлетел последний "Дуглас" (он же Ли-2). На откидном сиденье в хвосте самолёта сидели адмирал Октябрьский и комиссар Кулаков. За весь полёт до Краснодара они не проронили ни слова.

На лётном поле их встретил Будённый. Хмуро выслушав доклад, он приказал обоим немедленно следовать в Новороссийск и исполнять директиву.

Утро 1 июля началось с массированного артналёта на Севастополь и ковровой бомбардировки развалин с воздуха. Затем в город отправились аванпосты разведки. Вернувшись в штаб Манштейна, они доложили, что серьёзного сопротивления защитники города оказать уже не могут, а главные силы и вся артиллерия русских отведены из города на запад. Артиллерия Манштейна замолчала, чтобы не накрыть своих, и пехота 54-го армейского корпуса пошла в наступление на город. Город был мёртв. Все защитники ушли на полуостров Херсонес.

В этот вечер генерал Манштейн после долгого перерыва лёг спать в своём штабе в татарском селе Юхары-Каралес. "Ночная ведьма", еженощно бомбившая ущелье и село, не прилетала более.

Ожесточённые бои на полуострове Херсонес продолжались до вечера 4 июля. Особенно упорное сопротивление встретила 72-я пехотная дивизия в ДОС, прозванном немцами "Максим Горький II". Здесь оборонялся гарнизон в несколько тысяч человек. Остальные - а их число составляло десятки тысяч - сгрудились на крайней западной оконечности полуострова. Раз за разом, держась за руки, чтобы не было отставших, пытались эти люди, среди которых было много вооружённых стрелковым оружием женщин и девушек, прорваться в ночное время на восток, в горы Яйлы. Потери их были огромны. Прорваться удалось немногим. 4 июля, так и не дождавшись обещанной им эвакуации морем, 30 000 человек сдались в плен.

Тяжелораненый генерал - майор Новиков последним покинул на катере-охотнике Крым. Итальянские торпедные катера перехватили катер-охотник в окрестностях Ялты. В ходе короткого боя генерал-майор Новиков получил ещё одно тяжёлое ранение и умер от ран в немецком плену. Последние разрозненные остатки Приморской армии, окружённые на Сапун-горе, сопротивлялись до 9 июля.






Читатели (198) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы