ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 198

Автор:
Глава 198.





Ранним утром 11 июня комиссар Кулаков вышел подышать свежим воздухом на площадку перед входом в штольню ФКП.
Не успел он сделать двадцати шагов по площадке, как два "Мессершмитта", барражировавших над Южной бухтой, развернулись и атаковали комиссара, едва успевшего ретироваться в глубину штольни.

В течение всего светлого времени суток, от восхода и до заката солнца, немецкие истребители гонялись за каждым автомобилем, за каждым пешеходом, осмелившимся выйти из укрытия, за всем, что двигалось по суше и по воде.

Накануне в районе станции Мекензиевы Горы пехота Манштейна окружила со всех сторон батарею, уважительно прозванную немцами "Максим Горький - I". Комендоры с затонувшего на мелководье в ноябре крейсера "Червона Украина", с которого и были затем демонтированы орудийные башни, установленные теперь на батарее, отстреливались прямой наводкой, подбили семь немецких самоходок, уничтожили роту пехоты. К вечеру 11 июня на батарее в живых осталось семь человек. За день потери немцев выросли до батальона. Было подбито ещё четыре самоходки. Затем батарейцы связались с КП береговой артиллерии и вызвали огонь на себя.

Станция Мекензиевы Горы, несколько раз переходившая 10 июня из рук в руки, вечером 11 июня прочно удерживалась немцами.

Немецкая авиация, поднятая в воздух в этот день раньше обычного, потопила "Абхазию", в прошлом пассажирский теплоход, а с начала войны самый быстроходный транспорт Черноморского флота. Завершив у причала Сухарной бухты выгрузку доставленных с Кавказа подкреплений, транспорт едва успел приступить к погрузке раненых, когда немецкий пикировщик атаковал его, и несколько бомб точно поразили цель. Тем временем эсминец "Свободный", сопровождавший "Абхазию" в Севастополь, вёл орудийный огонь по целям в окрестностях станции Мекензиевы Горы. Комиссар Кулаков с площадки перед ФКП хорошо видел, как отбиваются зенитчики эсминца от атакующих корабль "Юнкерсов". Когда на эсминце начался пожар, и корабль сильно накренился на борт, комиссар поспешил к ближайшему причалу и вышел на катере спасать экипаж терпящего бедствие корабля. Он видел, как продолжают вести огонь зенитчики быстро уходящего под воду эсминца. 56 моряков погибли вместе с кораблём, остальных подобрали катера.

В ночь на 12 июня два батальона морской пехоты во главе с подполковником Жидиловым переправились через бухту Северная и заняли позиции слева от 345-й стрелковой дивизии подполковника Гузя, выбитой немцами со станции Мекензиевы Горы. Справа от дивизии Гузя подошел и изготовился к контратаке полк Чапаевской дивизии во главе с майором Матусевичем. Утром Жидилов и Матусевич атаковали с флангов немецкое дефиле. Жестокий бой продолжался до вечера и возобновился 13 июня. Продвижение было очень незначительным. Срезать дефиле не удалось. Зато подполковник Гузь вернулся на станцию Мекензиевы Горы. На следующий день немцы снова выбили Гузя из Мекензиевых Гор. Подполковника Жидилова тем временем отозвали обратно на южный берег бухты Северная: 30-й армейский корпус 11-й армии перешёл в наступление.

К утру 13 июня форт "Сталин" превратился в груду бетона. Однако из амбразур по-прежнему вёлся огонь во всех направлениях. Когда одну из амбразур разворотило прямым попаданием снаряда, защитники свалили в кучу тела убитых бойцов и продолжали вести огонь из-за этого укрытия.

- Сапёры, вперёд! - скомандовал полковник Хольтиц. Огнемётчики 22-й пехотной дивизии направили в разбитую амбразуру струи огнемётов. Запахло жареным мясом. У солдат Хольтица началась рвота. Ещё несколько часов продолжался бой среди развалин. Когда у оставшихся в живых защитников кончились патроны, а их командир застрелился, остальные четверо бойцов, утратившие человеческий облик, выползли из-под развалин и сдались в плен. Потери в полку Хольтица были чрезвычайно велики. В двух батальонах были убиты все офицеры до единого.

В ночь на 13 июня к Угольной пристани подошли крейсер "Молотов" и эсминец "Бдительный" и выгрузили 800 тонн боеприпасов и доставленную из Новороссийска отдельную 138-ю бригаду майора Зелинского с двадцатью восемью пушками.
Пока шла выгрузка, крейсер обстрелял из орудий главного калибра Бахчисарай и накрыл огнём немецкий эшелон с боеприпасами. Приняв на борт раненых, оба корабля затемно покинули рейд. Им навстречу двигался транспорт "Грузия", который они обогнали, следуя накануне из Новороссийска в Севастополь. В районе мыса Айя транспорт был атакован взлетевшими затемно "Юнкерсами". От близких разрывов бомб нагруженный снарядами транспорт потерял ход и дал сильную осадку на корму. Прибывшие из Севастополя тральщики отбуксировали "Грузию" в бухту. Капитан-лейтенант Фокин скомандовал готовиться к швартовке. Однако ошвартоваться не пришлось. В 4 часа 55 минут над бухтой построились в круг немецкие бомбардировщики. Зенитчики открыли с берега сильный огонь. Ведущий эскадрильи "Юнкерсов" взорвался в воздухе. Остальные спикировали на "Грузию". Получив два прямых попадания, транспорт затонул. Почти все, кто на нём находился, спаслись вплавь.

14, 15 и 16 июня полукольцо вокруг Севастополя продолжало неуклонно сжиматься. На севере 54-й армейский корпус ценой больших потерь овладел узлами второй линии обороны - укреплениями "ЧК", "ГПУ", "Сибирь" и "Волга". Тем временем дивизии 30-го армейского корпуса медленно, с тяжёлыми боями, продвигались с востока и юго-востока в направлении Сапун-горы.

72-я пехотная дивизия овладела горными укреплениями "Северный Нос", "Гора с часовней", "Руина". 170-я пехотная дивизия взяла штурмом Камары. 1-я румынская горнострелковая дивизия после множества бесплодных атак заняла гору Сахарная Голова. 28-я лёгкая дивизия, неся большие потери, медленно продвигалась с юго-востока, по балаклавской дороге среди отвесных скал, через Холм Роз и высоты Киноварь-1 и Киноварь -2 в направлении Кадыковки.

Потери 11-й армии были уже так велики, что вот-вот должен был иссякнуть её наступательный потенциал. А между тем воля противника к обороне далеко ещё не была сломлена. Командующему пришлось пойти на крайние меры. Он отозвал с Керченского полуострова 46-ю пехотную дивизию и сменил ею под Севастополем утратившую боеспособность 132-ю пехотную дивизию генерала Линдемана. Что было неприятнее всего, Гальдер и фон Бок поставили Манштейну условие: если генерал не выполнит своё обещание взять Севастополь 20 июня, у него заберут всю авиацию барона Рихтгофена. Этого требовали планы главной летней кампании 1942 года.



Читатели (166) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы