ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 189

Автор:
Глава 189.




Воодушевлённый успехами держав Оси, достигнутыми с декабря 1941 года на Средиземноморском театре войны, гросс-адмирал Рёдер докладывал Гитлеру 13 февраля 1942 года:

- Теперь, когда мы отобрали у англичан господство на море и в воздухе, когда у Англии на Средиземном море не осталось ни одного тяжёлого корабля, открывается уникальная возможность для нанесения удара по Египту с выходом к Суэцкому каналу.
Это, в свою очередь, позволит нашему флоту установить взаимодействие с ВМФ Японии и поставит под удар планы англичан и американцев на Тихом и в Индийском океанах.

Гитлер обещал подумать над этим. А так как этой зимой у Гитлера было в избытке гораздо более неотложных проблем на Восточном фронте, а гросс-адмирал Рёдер был человеком упрямым, ровно месяц спустя он снова явился к Гитлеру:

- Мы не имеем права упустить благоприятный момент, который, возможно, никогда более не представится. Необходимо немедленно готовить большой транспортный флот для переброски сухопутной армии в район Суэцкого канала. В качестве предварительного шага необходимо выкурить англичан с Мальты или, в крайнем случае, нейтрализовать английские аэродромы на Мальте непрерывными бомбардировками.

Рёдера горячо поддержал командующий ВМФ Германии на Средиземном море адмирал Вейхгольд.

Совсем иначе смотрел на дело Гальдер. Он и слышать не хотел о каких-либо крупномасштабных операциях Сухопутных сил на Ближнем Востоке впредь до установления контроля германской армии над горными перевалами, соединяющими Иран с ближневосточным регионом, а до этого было ещё очень далеко.

Гитлер мнением Гальдера пренебрёг и дал согласие адмиралам на захват Суэцкого канала, поставив условием, что воздушный флот Кессельринга в операции задействован не будет.

В конце апреля Гитлер и Муссолини согласовали в Оберзальцбурге план операции против Мальты, отложив её начало до завершения наступления Роммеля в Северной Африке. Роммель пообещал Гитлеру, что перейдёт в наступление в конце мая и к 20 июня выйдет к границе Египта в 120 километрах от Александрии, что крайне затруднит англичанам всякое сообщение между Александрией и Мальтой.

В продолжение всего апреля воздушный флот Кессельринга терроризировал Мальту. Базирование на Мальте британского ВМФ сделалось невозможным. Аэродромы англичан на Мальте серьёзно пострадали. Отчаянная попытка Черчилля доставить на Мальту продовольствие и боеприпасы морским путём провалилась. 20 марта из Александрии в Ла-Валетту в сопровождении эскадры лёгких кораблей адмирала Вайена вышел крупный транспортный конвой. В районе Большого Сирта произошло сражение эскадры Вайена с итальянской эскадрой, гораздо более сильной как по водоизмещению, так и по числу кораблей. Сражение итальянцы проиграли. Лёгкие крейсеры и эсминцы адмирала Вайена прорвались к Мальте, однако большая часть транспортов погибла. Только 20% груза было доставлено по назначению. А вскоре и два транспорта, стоящих под разгрузкой, были выведены из строя Кессельрингом.

Острая нехватка боеприпасов и продовольствия на Мальте прогрессировала. Собравшийся 22 апреля Комитет обороны вынужден был констатировать: не позднее 20 июня гарнизону Мальты придётся капитулировать.

Англичан выручил президент Рузвельт. Американский авианосец "Уосп", любезно предоставленный им в распоряжение союзника, за два рейса доставил морем на Мальту 170 истребителей "Спитфайр". Теперь господство авиации Кессельринга в регионе было ликвидировано, и у Черчилля появилась спасительная возможность для базирования британских линкоров на Средиземном море.

Воодушевлённый успехом, Черчилль предложил немедленно вести из Индийского океана в Средиземное море эскадру адмирала Сомервилла в составе линкора "Уорспайт" и трёх авианосцев. Комитет начальников штабов предложение Черчилля отклонил: у эскадры Сомервилла хватало своих дел в Индийском океане.

Пока на Средиземноморском театре войны происходил этот обмен ударами, в котором англичанам без помощи Америки пришлось бы туго, серьёзная опасность нависла над Бирмой.

Уже 16 февраля, на другой день после падения Сингапура, члены военного кабинета узнали о падении Палембанга, важной базы союзников в южной части Суматры. Уэйвелл докладывал с Явы, что если падёт Суматра, то он, Уэйвелл, не задержится на Яве. Поэтому он прямо предлагал военному кабинету не обольщаться и заранее перенаправить обещанные ему подкрепления в другое место, а именно в Бирму или в Австралию.

Тем временем две пехотные дивизии 15-й японской армии вступили на территорию Бирмы. 12 февраля они были уже западнее реки Салуин. 16-19 февраля произошло сражение на реке Билин. Британская и индийская дивизии потерпели поражение и отступили за реку Ситтанг. Командующий войсками союзников в Бирме генерал Хаттон известил Уэйвелла, что намерен сдать японцам Рангун. Уэйвелл доложил в Лондон. Произошёл скандал. 19 февраля Хаттон был признан неспособным, и на его место был назначен командующий войсками Южного округа метрополии генерал Александер.

23 февраля Хаттон взорвал мост через Ситтанг, бросив на другом берегу большую часть 17-й дивизии.

27 февраля японские войска форсировали Ситтанг.

3 марта вся 15-я японская армия перешла реку.

Генерал Александер, прибывший в Рангун 5 марта принимать дела у генерала Хаттона, в последний момент чудом спасся от плена. 8 марта японские войска заняли Рангун.

Столь же стремительно развивались события на островах Голландской Индии. 6 марта японцы заняли Батавию. 8 марта войска союзников в Голландской Индии капитулировали. Южная Суматра, остров Бали и остров Тимор были под полным контролем японцев. Угроза японского вторжения нависла над Австралией.

19 февраля приморский австралийский город Порт-Дарвин подвергся сильнейшему налёту японской бомбардировочной авиации, базирующейся на авианосцы и на остров Рабаул в архипелаге Бисмарка. 8 марта японцы высадились в Новой Гвинее и заняли населённые пункты Лаэ и Саламуа в восточной части острова.

Объединённый флот союзников под командованием голландского адмирала Дормана в последний момент предпринял отчаянную попытку не допустить высадки японской армии на острове Ява. В Явайском проливе эскадра Дормана сошлась с японской эскадрой и была разгромлена. Были потоплены британский крейсер "Экзетер", австралийский крейсер "Перт", американский крейсер "Хаустон" и два голландских крейсера - "Де Рюйтер" и "Ява". ВМФ союзников в водах Голландской Индии был тем самым полностью уничтожен.

Однако все эти успехи Японии ещё ничего не значили, пока сохранял боеспособность Тихоокеанский флот США. Стоило ему явиться и нанести поражение флоту Японии, как все сухопутные приобретения Японии в регионе посыпались бы одно за другим, как перед этим случилось с англичанами.

Ясно понимая всю опасность контрнаступления США на Тихом океане, японские адмиралы настаивали на немедленной высадке сухопутной японской армии в Австралии, что должно было сильно затруднить американцам задачу военно-морского нападения в Азии.

Сухопутные японские генералы резонно возражали: у них не было ни одной лишней дивизии, которую можно было бы отвлечь от операций в Азии. Между тем экспедиция в Австралию требовала по меньшей мере десятка дивизий, иначе она оказалась бы сомнительной и опасной авантюрой. Наконец высшее командование Японии сошлось в едином мнении, что достаточно будет занять острова Фиджи, Самоа и Новую Каледонию, чтобы отрезать Австралию от США и не допустить создания в Австралии перевалочной базы союзников для контрнаступления на Тихом океане.

Между тем оглушительные провалы англичан внушили американскому командованию столь преувеличенное представление о силах Японии, что в Вашингтоне всерьёз заговорили о сдаче Австралии и Новой Зеландии.

Узнав об этих пораженческих настроениях, президент Рузвельт объявил военным, что сдача Австралии - это абсурд и позор, и что он, Рузвельт, этого не допустит. Рузвельт заявил Черчиллю, что гарантирует неприкосновенность Австралии и Новой Зеландии при одном непременном условии. А именно: союзники должны были согласиться с отнесением Австралии и Новой Зеландии к зоне исключительной ответственности США. Союзникам не оставалось ничего другого, и согласие было тут же дано. 17 марта президент Рузвельт назначил генерала Макартура командующим на новом театре войны.





Читатели (209) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы