ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 168

Автор:
Глава 168.




18 мая в половине восьмого утра авангард сводной танковой группы Скубы выдвинулся с высоты 226 в направлении на Весёлое. Уже в трёх километрах от высоты, в районе реки Лопань, танкистов Скубы поджидала немецкая танковая засада. Завязался встречный бой. К танкистам Скубы всё время прибывали подкрепления. Потеряв тринадцать танков, противник отступил, преследуемый подполковником Скубой.

В районе высоты 200 колонна Скубы подверглась массированной штурмовке с воздуха, после чего подполковника контратаковали несколько десятков немецких танков с пехотой. Жестокий встречный бой продолжался до темноты. И снова немцы уступили поле боя, оставив на нём догорать 21 танк. Скуба преследовал противника до околицы села Весёлое.

На остальных участках фронта 28-й армии обстановка в этот день складывалась для командарма Рябышева уже не так радужно. В восемь часов утра центр его позиции - от села Нескучное до высоты 208 - подвергся массированному налёту пикирующих бомбардировщиков, после чего 80 немецких танков, поддержанные густыми цепями пехоты, атаковали траншеи 169-й и 244-й стрелковых дивизий. Первый натиск был отбит залпами артиллерии и миномётов. Противник отступил с большими потерями. После этого возобновилась жестокая бомбардировка с возуха. На этот раз она продолжалась до тех пор, пока позиции артиллерии и траншеи частей прикрытия развёрнутых на высотах батарей не превратились в большие свежевскопанные огородные грядки. Потери в дивизии Истомина и в 434-м полку Рогачевского были чрезвычайно велики. Те, кому посчастливилось пережить эту бомбёжку, оставили позиции и отступили на подготовленный тыловой рубеж Араповка, Плоское.

Под ударами пикирующих бомбардировщиков захлебнулись и атаки гвардейцев Родимцева, пытавшихся вернуть оставленные ими накануне высоты на левом фланге. Гвардейцы вернулись на исходные позиции, а прибывший к ним ночью на усиление полк 38-й стрелковой дивизии, не выдержав шквального огня и бомбардировки, оставил первую траншею и отошёл во вторую.
В половине восьмого вечера 20 немецких танков с пехотой на броне выбили полк и из этой траншеи. Не желая более рисковать, полковник Родимцев вывел остатки полка с передовой и отправил в армейский резерв, прикрыв свои фланг и тыл частями гвардейских полков.

Вечером генерал Паулюс, развивая успех, атаковал Араповку и Плоское. Здесь его встретили артиллерия и танки корпуса генерала Крючёнкина. Ворвавшиеся на хутора немецкие танки были сначала остановлены артиллеристами и спешенной кавалерией 5-й гвардейской дивизии полковника Чепуркина, а затем выбиты оттуда контратакой 34-й отдельной мотобригады полковника Овчаренко. Преследуя противника, две роты танков Овчаренко ворвались на хутор Безбожный. До поздней ночи противник контратаковал. Хутор Безбожный пришлось оставить, но все атаки на Араповку и Плоское были отражены. Не помогла Паулюсу и жестокая бомбёжка хуторов. Тогда мотоциклисты немецкой разведроты под покровом ночи атаковали хутора с тыла. Артдивизион бригады Овчаренко отразил нападение. Взвод мотоциклистов был уничтожен, а один исправный мотоцикл с пулемётом артиллеристы захватили в качестве трофея.

Тем временем 6-я гвардейская кавалерийская дивизия полковника Белогорского, развёрнутая на высотах 218 и 226, отразила все попытки пехоты и танков противника прорваться в Терновую в обход танковой группы Скубы. Потеряв 13 танков, противник отступил по просёлкам в Весёлое, где шёл жестокий бой с танками Скубы. Встречный танковый бой шёл всю ночь и продолжался в следующие два дня. Несколько раз Весёлое переходило из рук в руки. И всякий раз, когда танкисты Скубы, заняв Весёлое, передавали село пехоте 169-й и 162-й стрелковых дивизий, а сами уходили в тыл пополнить боекомплект и заправиться горючим, пехота не выдерживала шквала огня и бомбёжки и оставляла село, от которого уже мало что осталось.

Со всех других участков фронта в штаб 28-й армии стекались сообщения об усиливающемся давлении противника. Господство противника в воздухе было полным. Пилоты "Юнкерсов" в одиночку гонялись на бреющем полёте за каждым танком, за каждым грузовиком, а то и за одиночным красноармейцем.

21 мая, измотав группу Скубы во встречном танковом бою под непрерывными бомбёжками на дорогах, генерал Паулюс возобновил наступление по всему фронту. Не выдержав одновременного удара танковых дивизий со стороны Весёлого (с юга) и со стороны Липцев (с запада), 169-я и 175-я стрелковые дивизии оставили свои позиции. Своевременный контрудар подоспевших конных гвардейцев двух дивизий Крючёнкина, поддержанных 57-й танковой бригадой, позволил Рябышеву консолидировать 169-ю и 175-ю дивизии и в порядке отвести их за реку Муром. Там, на высоком восточном берегу реки, обе дивизии развернулись и закрепились.

Гвардейцы Родимцева, усиленные 162-й дивизией Матвеева, стойко удерживали свои позиции.

В ночь с 21 на 22 мая немцы атаковали северную часть Терновой. Из центра села выдвинулись 200 немецких автоматчиков с четырьмя танками, а с северо-запада, с высоты 206, на штурм пошли 150 автоматчиков с шестью танками. Атакованный с двух сторон батальон 38-й стрелковой дивизии оставил северную часть Терновой и ушёл в лес. Другой батальон, оборонявший восточную часть Терновой, также был атакован из центра села, но удержал свои позиции. Потеряв три десятка человек, противник здесь отступил. Утром 22 мая в штаб 38-й дивизии примчался командарм Рябышев и приказал полковнику Доценко возглавить контратаку и выбить противника из села.

Но немецкий гарнизон, дождавшийся наконец прихода помощи извне, уже и сам поспешно покидал село через образовавшийся на северо-западе коридор.

В 10 часов утра полковник Доценко занял Терновую. Заноза в тылу 28-й армии была таким образом устранена после десятидневной осады.

Генерал Рябышев, отправившийся в Терновую вместе с полковником Доценко, был поражён аккуратности, с которой были уложены штабелями наподобие дров 1000 трупов немецких солдат, приготовленных к отправке в тыл. Хоронить солдат на месте в братских могилах командир гарнизона не спешил, ожидая, по-видимому, со дня на день деблокирующего удара. А потом уже было поздно.

23 мая маршал Тимошенко приказал прекратить Харьковскую операцию. Его вынудил сделать это фон Клейст, разгромивший за неделю правый фланг Южного фронта генерала Малиновского.

С этого момента события на Юго-Западном направлении развивались для маршала Тимошенко катастрофически.

Удивительнее всего было то, что на большой оперативной карте вся история с Харьковской операцией почти в деталях повторила прошлогоднее июльское фиаско Тимошенко в междуречье Днепра и Двины: плохо просчитанное наступление в северо-западном направлении нарвалось на удар под дых с юга.

Маршал Тимошенко, как оказалось, за год ничему не научился. Жестокий урок, преподанный ему Готом и Гудерианом в первый месяц войны, впрок не пошёл. Как говорится, не в коня корм. Полная некомпетентность маршала стала наконец очевидна и Сталину.



Читатели (177) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы