ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 111

Автор:
Глава 111.





В середине февраля в городе Дорогобуж стоял сильный немецкий гарнизон.
Помимо запасного пехотного полка в гарнизон входили подразделения заградительного полка СС, две роты белофиннов, карательный отряд СД и рота местной полиции.

14 февраля партизаны из действующих в окрестных лесах отрядов "Ураган", "Дедушка" и ещё нескольких отрядов заняли все деревни вокруг Дорогобужа, огранизовали завалы на всех ведущих в город дорогах и возле каждого завала выставили засады. В условленное время в городе прогремел сильный взрыв: на станции взлетел на воздух немецкий склад боеприпасов, в том числе около пятидесяти вагонов снарядов. У коменданта города не было сомнений в том, кто несёт ответственность за диверсию. Это была уже не первая диверсия подрывников из отряда "Дедушка". С немецкой основательностью и педантизмом были немедленно снаряжены карательные отряды, в сани были загружены десятки заготовленных заранее передвижных виселиц, и по всем дорогам, ведущим из города, выдвинулись к деревням группы возмездия. Понести наказание за диверсию должны были снабжающие партизан продовольствием селяне. Все эти отряды одновременно угодили в засады на дорогах и были истреблены. В ту же ночь по льду Днепра в город вошли партизаны. Караульное помещение забросали гранатами. В городе завязался бой. Гарнизон, застигнутый врасплох, оставил считавшийся тыловым Дорогобуж и через Днепр устремился на север, в Сафоново, где размещался ближайший укреплённый узел обороны. На всех дорогах, ведущих в Сафоново, немцев встречали пулемётным и винтовочным огнём партизанские засады, усиленные отрядом из шестидесяти десантников, сброшенных с парашютами по ошибке не в Озеречне, а в районе Дорогобужа, и присоединившихся к партизанам.
К утру город был освобождён, большая часть гарнизона уничтожена, в руки пратизан попали склад продовольствия, три десятка автомашин, пять тысяч немецких винтовок. Командовавший операцией командир отряда "Ураган" получил в бою тяжёлое ранение и спустя некоторое время был вывезен по воздуху на "Большую землю". Вслед за партизанами в город вошёл кавалерийский полк генерала Белова. В Дорогобуже была восстановлена в полном объёме Советская власть. Фон Клюге не имел ни сил, ни особенного желания отбивать город, особенно после того как в конце февраля в него вступила 1-я гвардейская кавалерийская дивизия генерала Баранова, который и возглавил оборону Дорогобужа, приняв командование и над всеми действующими в окрестностях города отрядами. Посылая Баранова в Дорогобуж, генерал Белов убивал одним выстрелом нескольких зайцев. Ответственное поручение должно было уберечь генерала Баранова от свойственных ему приступов хандры, неизменно одолевавшей его в отсутствие настоящего дела. Помимо удержания и расширения анклава Советской власти в глубоком немецком тылу на Баранова возлагалась задача пополнить дивизию людьми и конским составом.

Тем временем генерал Белов двинул главные свои силы на выручку окружённой группировки генерала Ефремова. Совершив форсированный марш, три кавалерийские дивизии и 8-я воздушно-десантная бригада вышли в район Дебрево, Княжное, Хватов Завод к югу от Вязьмы, где и сосредоточились для наступления. 7 марта наступление началось. Противник располагал большим превосходством в артиллерии, миномётах и авиации. Натупление Белова развивалось крайне медленно. Генерал связался по радио с командиром 329-й стрелковой дивизии, формально переданной Жуковым из 33-й армии в группу Белова по настоянию последнего. Согласно замыслу Белова, 329-я стрелковая должна была ударом в южном направлении соединиться с наступающей навстречу гвардией. Выяснилось, однако, что генерал-лейтенант Ефремов по-прежнему считал 329-ю дивизию за свою и прислал её командиру другой приказ: прорываться на восток на соединение с группой Ефремова.

Белов послал в штаб 329-й дивизии разведчиков с письменным приказом Жукова о передаче дивизии в подчинение корпусу Белова и с приказом Белова прорываться на юг. Разведчики во главе с лейтенантом Бабичевым доставили приказы по назначению. Однако командир дивизии и его штаб к этому времени уже утратили управление войсками. Разбившись на малые отряды, войска ушли на восток, и ни командир дивизии, ни комиссар этому не препятствовали. Штаб дивизии двинулся на соединение с Беловым, выполняя письменный приказ.

В ночь на 10 марта на аванпосты Белова пробился майор Солдатов с 75 лыжниками 250-го воздушно-десантного полка. Следом из леса вышли командир стрелкового полка и командир сапёрного батальона 329-й дивизии. Людей с ними не было. Ничего вразумительного о местонахождении войск они сообщить не смогли.

14 марта в штаб Белова прибыл командир 329-й дивизии и привёл с собой около 250 бойцов и командиров. Комиссар прибыл первым пятью днями раньше. Ещё 400 человек прорвались на восток в расположение 33-й армии.

Командира и комиссара дивизии судил военный трибунал. Обоих понизили в звании и перевели в другие части.

В тот же день Белов получил радиограмму из штаба Жукова и Соколовского: "Корпусу Белова быть готовым к дальнейшему пребыванию в тылу противника. Верховным Главнокомандующим приказано всеми средствами удерживать Дорогобуж".






Читатели (163) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы