ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 106

Автор:
Глава 106.



Полковник Манициус, помощник генерала Шерера по оперативно-тактическим вопросам, видел главную проблему гарнизона крепости Холм, насчитывавшего в дни осады от 5000 до 5500 человек, в слабости собственной артиллерии.

Вся артиллерия гарнизона состояла из нескольких 80-миллиметровых миномётов, нескольких 37-миллиметровых противотанковых орудий, двух лёгких полевых орудий и одной 50-миллиметровой противотанковой пушки. У последней давно был разбит прицел.

Гарнизону, осаждённому тремя стрелковыми дивизиями, поддержанными танками 3-й ударной армии, пришлось бы туго, если бы не заградительный огонь тяжёлых гаубиц, развёрнутых на северо-восточном фланге группировки генерала фон Юкерманна, державшей оборону по реке Ловать юго-западнее Холма. Огонь вёлся через линию фронта, отстоящую от осаждённой крепости на 10 кмлометров, и корректировался артиллерийскими наблюдателями непосредственно из крепости.

Чем ближе была весна, тем настойчивее атаковали русские. Когда весна наконец наступила, начал таять лёд, и ледяной вал перестал быть непреодолимым препятствием на пути осаждающих. Советская пехота поднималась в атаку до восьми раз в день. То тут, то там она врывалась на городские окраины и захватывала один-два разрушенных каменных дома. Немцы яростно контратаковали, пуская в ход гранаты и ранцевые огнемёты. Среди руин завязывалаь рукопашная. Неприступными оставались укреплённые узлы немецкой обороны внутри города - северное кладбище, тюрьма ГПУ, каменное здание милицейского управления и овраг позади него. Оборона этих узлов была предметом неусыпной заботы полковника Манициуса.

У коменданта, генерала Шерера, была своя головная боль. Это были раненые. Только 700 раненых удалось вывезти из котла по воздуху. Остальные 1500 лежали прямо на полу в городских подвалах. Военврачи Окер и Гук вынуждены были браться за хирургические операции, которые всегда считалось допустимым проводить только в стерильной обстановке крупных тыловых госпиталей. Санитары сбились с ног. Перевязочных материалов хронически не хватало.

12 марта в гарнизоне был зарегистрирован первый случай заболевания тифом. Генерал Шерер объявил войну вшивости. С самолётов сбросили вакцину. Гарнизон прошёл поголовную вакцинацию. И тем не менее число лежачих больных росло и вместе с ранеными достигло 2200 человек. Число умерших и убитых перевалило за 1500.

В продолжение весны напряжение боёв за Холм нарастало. 1 мая оно достигло апогея. Русские предприняли последний отчаянный штурм. Пять советских танков прорвались на южное кладбище. Наводя 50-миллиметровую пушку через ствол, унтер-офицер Беле расстрелял двадцатью выстрелами все пять танков. Последний остановился в сорока метрах от кирпичной стены, из-за которой вёл огонь немецкий артиллерист. Ещё четыре лёгких танка были расстреляны на лётном поле из противотанкового ружья залёгшим за каменным цоколем унтер-офицером Боком.

2 мая наступательный порыв русских иссяк.

3 мая загремела канонада на юго-западе: это перешёл в наступление генерал Юкерманн.

4 мая немецкие пикирующие бомбардировщики, пользуясь прекрасной весенней погодой, проложили коридор наступающим войскам.

5 мая около одиннадцати часов утра сапёры 411-го пехотного полка 122-й пехотной дивизии, поддержанные двумя САУ из дивизиона "Гриф" под командой лейтенанта Торнау, прорвали кольцо окружения и вышли на НП ротмистра Вальдова на окраине Холма. Командир пехотного полка подполковник Тромм, лично командовавший прорывом, был убит осколком снаряда и похоронен в тот же день вместе с другими последними жертвами 105-дневной осады.

Летом 1942 года все ветераны гарнизона генерала Шерера получат памятный нарукавный знак "Участник обороны Холма".





Читатели (183) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы