ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 101

Автор:
Глава 101.


Обильные снегопады и снежные заносы на железных дорогах сильно осложнили движение эшелонов, и соблюсти сроки, установленные директивами Тимошенко и Костенко, не удалось. Дата начала большого зимнего наступления Юго-Западного и Южного фронтов была отодвинута на 18 января.

К этому времени оперативная обстановка на Юго-Западном фронте изменилась, и безудержного новогоднего оптимизма в штабе маршала Тимошенко поубавилось.

40-я и 21-я армии не только не смогли взять Курска и Обояни, но были оттеснены противником на исходные рубежи. Стало совершенно ясно, что наступление группы Руссиянова на Богодухов более не могло состояться. Группу расформировали. Генерала Руссиянова с его оперативным штабом перебросили в район Корочи, а 124-ю и 226-ю стрелковые дивизии вернули генералу Гордову.

Маршал Тимошенко мягко попенял своему земляку генералу Костенко и заново перераспределил с ним сферы ответственности.

Теперь Костенко, не отвлекаясь более на левый фланг, должен был полностью сосредоточиться на операциях 40-й и 21-й армий, перед которыми Тимошенко и Бодин поставили более скромные задачи - провести наступление с ограниченными целями против щигро-яковлевской и прохоровской группировок противника (вскоре выяснится, что и эти задачи для 40-й и 21-й армий слишком сложны).

38-ю и 6-ю армии маршал Тимошенко подчинил непосредственно своему штабу. Для этого им был специально создан вспомогательный КП в Сватово.

После двух успешных наступательных операций - под Ростовом и под Ельцом - маршал горел желанием развивать успех и гнать противника до самого Берлина. Это был самый верный способ поскорее забыть о собственных оперативных провалах, повлекших за собой тяжелейшие последствия в летнюю и осеннюю кампании минувшего года.

Насколько планы Тимошенко "разгромить группу Шведлера, 17-ю и 1-ю танковую армии, вернуть Донбасс и Харьков и выйти
на средний Днепр" были осуществимы? Уже после войны он сам согласился с тем, что зимой 1942 года эти планы были совершенно оторваны от суровой реальности. Наступать и громить противника, имея под рукой 848400 человек личного состава, 3430 орудий и миномётов, 187 танков (из них 134 лёгких) в составе Юго-Западного и Южного фронтов против 1 169 000 человек, более 9000 орудий и миномётов и 240 исправных танков группы армий "Юг" было заведомой авантюрой, ведущей лишь к огромным потерям для наступающей стороны. Однако тогда, в январе 1942 года, Тимошенко исчерпывающих сведений о противнике не имел. Он, впрочем, отдавал себе отчёт в том, что противник ещё очень силён, и потребовал у Ставки 50 000 человек маршевого пополнения для имеющихся дивизий, 10 новых дивизий, 24 артполка, 15 танковых бригад и 25 авиационных полков. Сталин и Шапошников удовлетворили далеко не все аппетиты Тимошенко: львиную долю резервов они удерживали под Москвой либо направляли на Северо-Западное направление, они руководствовались вполне понятным желанием как можно скорее оказать помощь Ленинграду, но при этом совершенно упускали из виду, что возможности снабжения такого скопища войск по единственной ветке железной дороги были уже давно превышены многократно, и продолжали гнать по направлению к Ленинграду эшелоны с войсками, обрекая те на заклание без малейших шансов помочь Ленинграду. Войной руководили из Кремля дилетанты. Это была жестокая расплата за 1937 год.

Тем не менее 18 января наступление Тимошенко началось, и энергичное командование генерала Малиновского поначалу обеспечило наступлению успех. Свежая 57-я армия и хорошо пополненная 6-я армия (Малиновский не забыл своих недавних боевых друзей) прорвали оборону 17-й армии и обеспечили ввод в прорыв 5-го и 6-го кавалерийских корпусов. 24 января кавалерия генерал-майора Гречко заняла станцию Барвенково. Кавалерия Бычковского тремя днями позже перерезала железную дорогу Харьков - Лозовая.

Согласно новому плану Тимошенко и Бодина, 38-я армия должна была наступать левым флангом в направлении Чугуева, косвенно прикрывая таким образом фланг прорвавшейся у Балаклеи мобильной группы войск.

Произведённый наконец в полковники начальник штаба 38-й армии разработал план операции. Наступление начиналось 18 января с рубежа Новониколаевка вдоль железной дороги Буланцеловка - Чугуев. 199-я стрелковая дивизия комбрига Аверина и 304-я стрелковая дивизия полковника Хазова в назначенный день перешли в наступление, оттеснили аванпосты противника, продвинулись к Анновке, к хуторам Николаевка и Гавриловка и завязали бой за укреплённый населённый пункт Волохов Яр, одновременно стремясь обойти его с севера. Упорный бой продолжался четыре дня. Снаряды, запасённые армией для наступления, подошли к концу. Два лёгких танка, приданных пехоте, после капитального ремонта стали съедать столько горючего, что полковник Иванов был вынужден отозвать их с передовой и отказаться от их дальнейшего использования. Других танков в 133-й танковой бригаде просто не было. Генерал Бодин божился, что они прибудут буквально с часу на час, но они так и не прибыли. Зато генерал Ветошников вызвал 21 января к аппарату связи командарма Маслова и в категорической форме потребовал взять Волохов Яр.

- Используйте всё: танки, артиллерию, "катюши".

- Но у меня на всю армию два лёгких танка, 85 стволов артиллерии, а у дивизиона "катюш" боеприпасов на один залп. Прошу сузить фронт наступления, чтобы увеличить плотность артиллерийского огня.

В этом генералу Маслову было отказано. 23 января 47-я стрелковая дивизия полковника Чернова выдвинулась в район Богодаровки и Мартовки, справа от 304-й дивизии. На следующий день, расстреляв в ходе артподготовки весь остаток снарядов, генерал Маслов двинул все три дивизии в наступление. Оно имело лишь тактический успех. Всё, чего удалось добиться генералу Маслову, - это приковать к себе значительные силы противника и тем самым временно застраховать северный фланг прорыва у Балаклеи, что сильно облегчило жизнь левой соседке Маслова, 6-й армии генерала Городнянского. Генрал Батюня несколько раз в приподнятом настроении звонил в штаб полковника Иванова и желал тому всяческих успехов.





Читатели (201) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы