ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 100

Автор:
Глава 100.


- Вот что, голубчик, - сказал своему начальнику штаба подполковнику Иванову командующий 38-й армией генерал Маслов, получив вечером 3 января приказ Тимошенко и Бодина взять к исходу 5 января Белгород, - свяжитесь со штабом генерала Гордова, нашего правого соседа. Вероятно, он уже взял Обоянь и наступает с севера на Белгород. Своими силами нам Белгород 5 января не взять. В лучшем случае мы сможем привлечь к операции одну стрелковую дивизию с десятью танками.
Вся наша артиллерия на левом фланге, а Белгород - на правом. Но и танки до завтра подойти не успеют. Так что звоните сейчас же Гордову, а уж после я позвоню в штаб фронта и выбью у генерала Бодина отсрочку хотя бы на сутки.

Дозвониться в штаб 21-й армии оказалось делом не простым. Наконец к аппарату подошёл начальник штаба генерал Данилов.

- Нам бы Обоянь взять и удержать. И это уже будет чудом. Так что помочь ничем не могу. Не до соседей нам теперь.

- Но у нас прямой приказ генерала Бодина привлечь к наступлению на Белгород вашу 226-ю стрелковую дивизию.

- Вы, как я вижу, намерены упорствовать. Что ж. Говорите тогда с командармом. Но предупреждаю сразу: это бесполезно.

- У аппарата Гордов. Генералу Маслову поручено брать Белгород. Так пусть у него и голова болит. А 226-я дивизия мне самому нужна. Тем лучше Маслову: вся слава достанется ему, не надо будет делиться. Желаю всего наилучшего.

На этом командарм 21-й армии сеанс связи завершил.

Подполковник Иванов был бывалым штабистом. Не преуспев в штабе армии, он связался непосредственно с командиром 226-й стрелковой дивизии генералом Горбатовым и сумел договориться с ним частным образом, сославшись на директиву штаба фронта. Горбатов, чья дивизия ближе всех соединений на стыке 21-й и 38-й армий стояла к Белгороду, отказать в помощи соседу не мог. Он лишь предостерёг Иванова от поспешных действий и посоветовал подготовиться к наступлению как следует и подтянуть артиллерию и танки.

Ранним утром 5 января, когда артиллерия генерала Гордова громила кладбище на окраине Обояни, прокладывая дорогу танкам 10-й танковой бригады, в районе Белгорода шёл сильный ледяной дождь со снегом. Танкисты генерала Маслова к назначенному времени на рубеж атаки выдвинуться не успели и участия в операции не приняли. В 10 часов утра, когда дождь со снегом прекратился, пехота 76-й дивизии полковника Воронина и 226-й дивизии генерала Горбатова поднялась на брустверы окопов, поддержанная жидким орудийным и пулемётным огнём, и двинулась в сторону Белгорода. Сильнейший огонь немецкой артиллерии заставил пехоту залечь. А когда на них поползли немецкие танки, стрелки дружно вернулись в свои окопы. Штурм Белгорода провалился.

7 января подполковник Иванов был вызван на КП Юго-Западного фронта. В приёмной генерала Костенко он повстречал начальника штаба 6-й армии генерала Батюню. Рыжий горбоносый генерал был, в отличие от подполковника Иванова, в приподнятом настроении и передал Иванову привет и наилучшие пожелания от генерала Москаленко.

Пока Иванов и Батюня беседовали в приёмной, в соседней комнате шёл разбор операций 21-й армии генерала Гордова и оперативной обстановки в районе Обояни. 1 января, возобновив наступление с рубежа Ржава Плота, Вихровка, правофланговая 169-я стрелковая дивизия Рогачевского, усиленная 10-й танковой бригадой Бутман-Дорошкевича, продвинулась на 10-15 километров. 3 января пехотой и танкистами было занято село Кулига в четырёх километрах севернее Обояни. Тем временем 227-я стрелковая дивизия Тер-Гаспаряна, левая соседка 169-й дивизии, блокировала немецкий гарнизон в Нижней Ольшанке, выдвинула аванпосты к реке Псёл и перерезала одним батальоном рокадное шоссе Белгород - Обоянь - Курск. Однако главные силы 227-й дивизии увязли в упорных боях на рубеже Прохоровка, Лески, Савинино. В результате произошло отставание от занятия установленных планом операции рубежей, и левый фланг 169-й дивизии оголился. Одновременно оголился и её правый фланг, поскольку наступление 40-й армии генерала Подласа на Курск имело не больше успеха, чем 38-й армии генерала Маслова - на Белгород. Тем не менее стрелки и танкисты продолжили наступление с открытыми флангами и завязали бои на окраинах Обояни. Танкисты ворвались в город 5 января, но, не дождавшись пехоты, вынуждены были отступить.

Наконец генерал Костенко продиктовал директиву командующего фронтом: бросить на помощь авангарду Гордова 8-ю дивизию НКВД из фронтового резерва и овладеть Обоянью внезапной ночной атакой. На этом обсуждение операций в районе Обояни завершилось, и в кабинет командующего пригласили Иванова и Батюню.

Сразу перешли к оглашению директивы маршала Тимошенко Юго-Западному фронту от 6 января. К развёрнутой на стене большой оперативной карте вышел с указкой в руках генерал-майор Ветошников, начальник Оперативного отдела штаба Тимошенко. Он докладывал быстро, обстоятельно и подробно, указка в его руке буквально порхала по карте.

- Директивой от 29 декабря командующему Южным фронтом была поставлена задача подготовить большую наступательную операцию с целью разгромить 17-ю немецкую армию, группу Шведлера и 1-ю танковую армию фон Клейста и освободить Донбасс с последующим выходом на средний Днепр. В операции будут задействованы пять армий Южного фронта - 57-я, 37-я, 12-я, 18-я и 56-я. Главная роль отводится 57-й армии, поэтому в полосе её действия на стыке с 37-й армией командующему Южным фронтом приказано сосредоточить два кавалерийских корпуса трёхдивизионного состава, усиленных танковой бригадой каждый. Ещё один кавалерийский корпус трёхдивизионного состава, усиленный стрелковой дивизией, сосредоточивается на стыке 18-й и 56-й армий. Во фронтовом резерве остаётся 9-я армия.

В целях обеспечения большого наступления Южного фронта двум армиям левого крыла Юго-Западного фронта - 6-й и 38-й -
ставится задача выдвинуться на рубеж Богородичное, Изюм и с этого рубежа развернуть наступление на запад в направлении на Красноград в обход Харькова с юга. Заняв Красноград, они наносят с юга удар на Харьков и овладевают районом Харькова. Тем самым они обеспечивают правый фланг и тыл армиям Южного фронта, прижимающим к Азовскому морю и добивающим остатки войск 17-й армии, группы Шведлера и 1-й танковой армии.

При этом с армий Юго-Западного фронта не снимается задача овладения районами Курска, Обояни и Белгорода. А поскольку генерал Костенко доложил в штаб Тимошенко, что наступление на Курск, Обоянь и Белгород развивается успешно, и 21-я армия уже окружила Обоянь, 38-й армии генерала Маслова ставится дополнительная задача: сформировать ударную группировку на своём правом фланге и нанести удар в направлении на Богодухов, после чего повернуть её на Харьков и ударом с севера оказать содействие левому крылу фронта в овладении районом Харькова.

Все необходимые перегруппировки и выход на исходные рубежи завершить к 12 января.

На этом генерал Ветошников оглашение директивы закончил. В кабинете Костенко воцарилась гробовая тишина. Её нарушил хозяин кабинета. Откашлявшись и бросив строгий взгляд на подполковника Иванова, он встал и сказал:

- Коль скоро директива объявлена, войска фронта приложат все силы для её исполнения. Однако должен заметить, что овладение городами Курск, Обоянь, Белгород и Харьков - задача чрезвычайно трудная, на перегруппировку и подготовку отводится слишком мало времени, а обещанные подкрепления поступают крайне медленно и скупо, да и то лишь в одну 6-ю армию. Прошу довести это до сведения маршала Тимошенко.

- А каково мнение командармов?

- Командармов пригласить мы не смогли, у них хватает дел на передовой. Предлагаю выслушать мнение присутствующих начальников штабов.

Подполковник Иванов доложил, что операция 38-й армии по овладению Белгородом далека от завершения, и что у командования армией нет уверенности, что Белгород вообще удастся взять, тем более к 12 января. А раз так, перспективы удара на Богодухов весьма проблематичны.

Генерал Батюня был более оптимистичен, но и он своё выступление завершил словами о том, что овладение Харьковом для его армии - задача вряд ли посильная, хотя бы и во взаимодействии с 38-й армией.

Наконец слово взял генерал Бодин. Он огласил проект директивы командующего фронтом на ведение операций армиями левого крыла:

- Предполагая, что к 12 января Обоянь и Белгород будут взяты, командующий фронтом приказывает:

1. Объединить три дивизии - 76-ю, 226-ю и 124-ю в ударную группу под командованием генерала Руссиянова и нанести ею удар с рубежа Белгород, Волчанск в направлении на Дергачи, охватывая район Харькова с севера.

2. Главным силам 38-й армии наступать на левом фланге с рубежа Юрченково, село Полтавы на Чугуев и Безлюдовку. В центре, на рубеже Юрченково, Волчанск, прикрыться 300-й стрелковой дивизией.

3. 6-й армии оставить на флангах по одной стрелковой дивизии, а главными силами - четырьмя стрелковыми дивизиями и двумя танковыми бригадами - нанести удар с рубежа Дудниковка, Купянка в направлении на Шевелевку, Алексеево.

4. 6-му кавалерийскому корпусу генерала Бычковского быть в готовности войти в прорыв на участке Балаклея, Левковка для развития успеха в направлении Алексеевское, станция Власовка.

5. На втором этапе операции группа Руссиянова овладевает районом Казачья Лопань, Дергачи, Липцы и выходит центром и левым флангом к рубежу Непокрытое, Запорожье, Чугуев, Змиев, станция Беспаловская. 6-я армия главными силами достигает рубежа Алексеевское, Краснопавловка, а 6-й кавалерийский корпус - района станций Власовка, Лозовая, Тарановка.

6. В случае, если к 12 января Белгород взят не будет, группа Руссиянова выставляет против гарнизона Белгорода заслон.

7. Все необходимые перегруппировки войскам завершить к 12 января.

На этом большое совещание 7 января в штабе Юго-Западного фронта завершилось.













Читатели (249) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы