ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 99

Автор:
Глава 99.


21 января Франц Гальдер заболел гриппом и слёг с высокой температурой.
24 января он уже был на ногах и вернулся к работе.

Покинуть больничную койку начальника Главного штаба сухопутных сил вынудила обстановка на фронте.

От командования 17-й армии одно за другим поступали сообщения о разрастающихся масштабах кризиса в центре группы армий "Юг" в связи с начавшимся большим наступлением Малиновского. Фронт был прорван в двух местах - в районе Изюма и севернее, на стыке с 6-й армией. Затем противник расширил фланги оперативных прорывов, ввёл в прорывы танки и кавалерию, и теперь во фронте 17-й армии зияла огромная дыра. Возникла реальная угроза коммуникации 17-й армии с 1-й танковой армией. 6-я армия вынуждена была в спешном порядке загнуть свой правый фланг и не могла немедленно оказать помощь терпящей бедствие правой соседке.

Столь же тревожные сообщения поступали с других участков фронта - от фон Клюге и от фон Кюхлера. На стыке групп армий "Центр" и "Север" также зияла огромная брешь в обороне, противник беспрепятственно вводил в эту брешь всё новые дивизии, и кавалерия противника, введённая в прорыв, стремительно продвигалась с севера в направлении Вязьмы, совершая глубокий обход 9-й немецкой армии.

"Предстоят тяжёлые дни", - записал в дневнике Гальдер.

Во второй половине дня Гальдер подробно обсуждал с генералом фон Буле план подготовки Сухопутных сил к летней кампании. К 1 мая фон Буле обещал на 100 процентов укомплектовать личным составом, вооружением и техникой 9 танковых и 5 моторизованных дивизий Восточного фронта, а также пехотный полк "Великая Германия" и лейбштандарт "Адольф Гитлер". Это были элитные части, восстановления боеспособности которых к началу летней кампании Гитлер потребовал от Гальдера в первую очередь. Кроме того, он потребовал полностью укомплектовать все пехотные дивизии группы армий "Юг", кроме 2-й полевой армии, личным составом и дивизионами реактивных установок "небельверфер", сменить 5 более всего обескровленных дивизий Восточного фронта на свежие дивизии, перебросив эти дивизии с запада Европы, а пострадавшие дивизии отвести в Германию для консолидации и переукомплектования. Сверх того фон Буле обещал к 1 мая перебросить на Восток ещё четыре дивизии.

На этом все резервы Сухопутных сил исчерпывались и до конца 1942 года не могли быть восстановлены вследствие перегруженности тыловых министерств и оборонных заводов заказами ВВС, ВМФ и программами подготовки к серийному производству новых моделей самолётов и тяжёлых танков.

Что было хуже всего, запас снарядов вместо положенного на кампанию шестимесячного должен был в связи со сложной обстановкой на фронте сократиться к 1 мая до двухмесячного.

О том, чтобы начинать с такими силами и без резервов новую большую летнюю кампанию на Восточном фронте, подобную той, что была проведена в 1941 году, не могло быть и речи. Более всего надежд Гальдер возлагал на старого своего друга и нового командующего группой армий "Юг" фельдмаршала фон Бока, весьма энергично взявшегося за дело в наведении порядка на вверенном ему участке фронта.

28 января фон Бок доложил в Главный штаб о мерах, принятых командованием группы армий для ликвидации кризиса на фронте 17-й армии. Это были весьма радикальные, но логичные и разумные меры, на эффективность которых можно было положиться. Вкратце они сводились к тому, что все войска 17-й армии были переподчинены фон Боком 1-й танковой армии, и теперь задача ликвидации кризиса в районе Изюма ложилась на плечи фельдмаршала фон Клейста. Последним уже была сформирована мобильная ударная группа на основе 3-го танкового корпуса генерала Макензена. Бронетехника и артиллерия уже подтягивались по железной дороге в направлении южного края болшого прорыва Малиновского. Спустя ещё два дня фон Бок доложил Гальдеру, что группировка Макензена сосредоточивается в районе Славянска для контрудара, который предполагалось нанести во фланг и тыл прорвавшимся мобильным войскам Малиновского, как только последний вполне обозначит направление своего главного удара.

30 января на всём Восточном фронте начался обильный снегопад. Он продолжался девять дней подряд. Это радикальным образом сказалось на характере операций, резко ограничив оперативные возможности обеих сторон и практически парализовав работу служб снабжения и тыла. За судьбу группы армий "Юг" Гальдер теперь не опасался.

Не вызывала у него большого беспокойства и обстановка на левом фланге группы армий "Центр" и правом фланге группы армий "Север". Наступление 3-й и 4-й ударных армий противника из района Осташкова с далеко идущими оперативными целями Гальдер с самого начала считал бессмысленным ударом по воздуху. К весне обе армии, не достигнув ничего конкретного и лишь временно посеяв беспорядок в глубоких тылах фон Клейста и фон Кюхлера, должны были оказаться в безвыходном положении из-за огромных трудностей снабжения вдали от своих баз операций и стратегических железных дорог.

Под Вязьмой у фон Клюге худшее было позади. 3 февраля 33-я армия генерала Ефремова, атаковавшая Вязьму с юго-востока, из района Медыни, была контратакована с флангов и расчленена надвое. Генерал Ефремов остался в окопах под Вязьмой в оперативном окружении. Обильные снегопады и быстрое приближение весны дольжны были решить остальное.
Испытание русской зимой для Вермахта наконец заканчивалось, и теперь сама природа превращалась из союзницы противника в его самого опасного врага.

Полковник медицинской службы Хандлозер доложил Гальдеру об итогах инспекции санитарного состояния Восточного фронта. Оно было неудовлетворительным. Повсеместная вшивость привела к вспышке сыпного тифа. Налицо было как минимум 4400 заболевших, из них тысяча находились в крайне тяжёлом состоянии или уже умерли.

Но в сравнении с общими потерями Сухопутных сил на Восточном фронте, превысившими к началу февраля 27% личного состава, это было сравнительно немного. Гальдер, вызывая к себе Хандлозера, опасался худших цифр.

И только судьба атакованной с трёх сторон и расчленённой на части 16-й армии генерала Буша всерьёз беспокоила Франца Гальдера. Ситуация на правом фланге группы армий "Север" усугублялась склокой, вспыхнувшей между генералом Бушем и генералом фон Кюхлером. Фон Кюхлер обратился к Гальдеру с настоятельной просьбой заменить Буша другим генералом. Гитлеру заменить Буша было не кем. Все энергичные генералы высшего звена уже были им отозваны на другие участки Восточного фронта и не могли быть теперь возвращены. Гитлер вызвал генерала Буша в Ставку, сделал ему выволочку, затем пообещал решить все его проблемы и отослал обратно. Мир в командовании армиями группы "Север" был временно восстановлен.

7 февраля перешёл в контрнаступление генерал Макензен. Из-за продолжающихся сильных метелей контрнаступление развивалось медленно.

11 февраля японские войска овладели Сингапуром.

13 февраля Гитлер потребовал от Гальдера и фон Кюхлера перехватить инициативу у противника южнее озера Ильмень и восстановить боеспособность 16-й армии сильным контрударом со стороны Старой Руссы. Он получил от Геринга клятвенное обещание проложить Сухопутным войскам дорогу к победе.

17 февраля, за две недели до окончания суровой русской зимы, Гальдер с удовлетворением констатировал: наступательный порыв Красной Армии, судя по последним оперативным сводкам, иссяк. Большое зимнее наступление русских захлебнулось, его оперативные цели не были достигнуты ни под Ленинградом, ни под Вязьмой, ни в Донбассе, ни в Крыму. Худшее для Вермахта было на этот раз позади.









Читатели (197) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы