ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 88

Автор:
Глава 88.



Пропустив вперёд корпусную колонну, 6-я воздушно-десантная бригада отступала от Поповой Слободы к Ворожбе с арьергардными боями. На третий день отступления майору Шафаренко удалось оторваться от противника. За это время главные силы корпуса успели уйти вперёд, вышли из окружения и соединились с войсками 40-й армии. У Шафаренко не было связи со штабом корпуса. Когда бригада подошла к Ворожбе, оказалось, что в селе немцы. С таким же известием вернулись разведчики из Белополья. Зато в Тёткино, деревне на берегу Сейма севернее Ворожбы, немцев не оказалось. Туда и отвёл майор донельзя измотанную за двое суток непрерывных боёв бригаду по очень плохой дороге, петляющей среди непроходимых болот. На эти несколько последних километров ушёл целый день: противник не выставил здесь заслона, посчитав дорогу через болота непроходимой. Предоставив десантникам короткий отдых, майор провёл более тщательную разведку и установил, что в Ворожбе и в Белополье у противника только аванпосты мотоциклистов без артиллерии и танков. Вернулись и разведчики, отправленные на поиски штаба корпуса. Они принесли с собой приказ полковника Затевахина выбить немцев из Ворожбы и Белополья. Атакованные среди ночи десантниками мотоциклисты покинули Ворожбу в такой спешке, что не успели взорвать захваченный ими склад боеприпасов 40-й армии. Узнав о ночном происшествии у соседей, из Белополья немецкие мотоциклисты ушли сами.

3-й воздушно-десантный корпус развернулся северо-западнее Сум фронтом на запад, упираясь правым флангом в Сейм. Сильнее всех пострадавшая под Конотопом бригада Родимцева заняла Тёткино, бригада Жолудева - Ворожбу, бригада Шафаренко расположилась в Белополье, на левом фланге корпуса, получив приказ вытянуть левый фланг и установить контакт с вновь формируемой 21-й армией Юго-Западного фронта. Разведчики отправились на юг в поисках 21-й армии, а в Белополье, где всё было тихо, совершенно измотанные боями, маршами и контрмаршами десантники Шафаренко заснули, не выставив надёжного охранения. Немецкий мотоциклист с пакетом из штаба полка "Великая Германия" как ни в чём не бывало въехал в Белополье, остановил мотоцикл у штабной избы, где совсем ещё недавно был немецкий штаб, поднял очки на лоб и вошёл с пакетом в избу. Офицеры штаба мирно спали. К счачтью, не спали трое штабных писарей. Они и арестовали мотоциклиста, взяв его на мушку. Услышав в соседней комнате крик "Хэнде хох!", проснулись и офицеры.

Из допроса пленного они узнали, что Гудериан изготовился к переходу в большое наступление и что полк "Великая Германия", наступая на правом фланге 2-й танковой армии из района станции Бурынь, получил приказ обойти Сумы с севера, оседлать шоссе Сумы-Курск и далее наступать на Курск. Одновременно южнее, перед фронтом 21-й советской армии, начнётся наступление 6-й немецкой армии на Харьков. Наступление, по словам мотоциклиста, должно было начаться буквально утром следующего дня.

Это известие, тут же переданное в штаб 40-й армии, вызвало большой переполох в штабе Юго-Западного фронта.

25 сентября, так и не успев развернуться на новом рубеже, 3-й воздушно-десантный корпус получил приказ отступать вместе с 40-й армией в северо-восточном направлении. Отступление совершалось ночными маршами, в непогоду, по плохим дорогам. Оно сопровождалось непрерывными арьергардными боями и продолжалось до конца октября.

В последних числах октября корпус вышел в район города Тим и наконец остановился. Бригада Шафаренко за это время ещё более поредела и претерпела вынужденную реорганизацию. Теперь в бригаде осталось два батальона, артдивизион и крайне ослабленные специальные подразделения. Комиссара Назаренко, выбывшего после тяжёлого ранения, сменил комиссар одного из батальонов.

Тим - маленький старинный город. Расположенный на небольшой возвышенности, разделяющей бассейны рек Сейма, Оскола и Дона, он соседствует с перекрёстком стратегических дорог, ведущих с севера на юг и с запада на восток, что делает этот населённый пункт важнейшим стратегическим узлом коммуникаций и прекрасным местом для строительства укреплённого центра оборонительной линии как в направлении с севера на юг, так и с запада на восток.

Возлагая целиком на 3-й воздушно-десантный корпус задачу строительства обороны с центром в Тиме, командование 40-й армии и Юго-Западного фронта уже проявило, мягко говоря, недальновидность и сильную недооценку оперативных возможностей противника. Однако дальнейшее развитие событий показало, что предел бездарности фронтового, армейского и корпусного командования ещё отнюдь не был достигнут.

Наступил ноябрь. Утром 8 ноября, проснувшись затемно, невыспавшиеся после затянувшегося накануне в штабе бригады празднования двадцать четвёртой годовщины Октябрьской революции комбриг и комиссар ознакомились с письменным приказом, доставленным из штаба корпуса. В приказе бригаде майора Шафаренко чёрным по белому ставилась задача выдвинуться из Тима по большой дороге далеко на запад, к пригородам Курска, установить контакт с противником, потерянный в конце октября, и "сдерживающими боями" связать противника, сводя таким образом к минимуму его возможности отвлечь часть сил из-под Курска, где было затишье, на московское направление.

Прочтя приказ, комбриг и комиссар переглянулись. Оба сошлись во мнении, что накануне в штабе корпуса и в штабе армии погуляли на славу и достойно отметили большой праздник.

- Вот задали задачу!

Оторваться без предварительной глубокой разведки далеко от тылов, на неподготовленной открытой местности с необеспеченными флангами "завязать сдерживающие бои" вблизи центра стратегического узла коммуникаций противника, имеющего в своём распоряжении танки, и не угодить при этом немедленно в оперативный мешок не имеющему ни одного танка слабому и совсем не мобильному соединению, каковым была 6-я бригада, - одно это было уже отчаянной авантюрой. Но что было хуже всего, такого рода "смелые действия", развёрнутые вполне в духе оптимистической наступательной стратегии генерала Жукова (наступление группы Качалова на Смоленск в июле 1941 года), роковым образом ослабляли центр обороны корпуса - непосредственно город Тим.

Однако письменный приказ был налицо, нужно было его выполнять. В ту же ночь, выслав вперёд усиленную разведку, комбриг вылвинул бригаду по дороге на Курск и с рассветом остановился на промежуточном рубеже Мещерские Дворы, Зорино. Вернувшиеся из пригородов Курска разведчики доставили пленного. Согласно его показаниям, сосредоточившаяся в Курске и восточнее 16-я немецкая мотодивизия изготовилась к наступлению в направлении Тим, Касторное. Получалось, что бригада Шафаренко, не имея соседей на флангах, выдвигалась навстречу своей незавидной судьбе. В одной только живой силе командир 16-й немецкой мотодивизии имел в предстоящих "сдерживающих боях" пятикратное преимущество над бригадой Шафаренко, не говоря уже об артиллерии, танках и гораздо более высокой мобильности. От дальнейшего поодвижения в сторону Курска майор Шафаренко предусмотрительно воздержался и постарался зарыться в землю на достигнутом промежуточном рубеже, не посвящая корпусное начальство в детали и ограничившись фрмальным донесением о том, что контакт установлен, бои завязаны, противник силён и маневрировать из Курска далеко на север явно не собирается.

Так прошло несколько дней.

С утра 17 ноября в небе над позициями бригады зависли немецкие самолёты-разведчики. На следующее утро батальон немецкой мотопехоты подошёл по шоссе со стороны Курска и завязал бой с аванпостами бригады Шафаренко. Эта атака была отражена без особого труда.

19 ноября с рассветом загремела немецкая артиллерия, на позиции Шафаренко посыпались снаряды и мины, а когда огонь был перенесён в тыл, майор увидел со своего НП, что его атакуют широким фронтом два полка немецкой пехоты, поддержанные танками и бронемашинами. Встреченные на шоссе сильным огнём из всех видов оружия, немцы двинули бронетехнику на фланги и стали быстро обтекать позиции бригады, не приближаясь на расстояние выстрела. Не дожидаясь, когда котёл захлопнется у него за спиной, майор оставил в засаде на шоссе батарею, а сам двинул бригадную колонну к Тиму, отправив отчаянное донесение в штаб корпуса с просьбой прикрыть отход бригады огнём артиллерии по открытым флангам бригады.

От разведки противника манёвр майора не скользнул. Немедленно свернув строй в походную колонну, командир 16-й мотодивизии устремился по шоссе в погоню за бригадой Шафаренко. Подбив из засады две головные бронемашины и бронетранспортёр с мотопехотой, командир батареи арьергарда оставил позиции и во весь дух последовал за бригадной колонной.

20 ноября немцы догнали бригаду Шафаренко на марше, отбросили её с дороги и с ходу ворвались в Тим.





Читатели (201) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы