ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



слова назидания

Автор:
Автор оригинала:
Абай Кунанбаев

"Слова назидания" были написаны Абаем более ста лет назад.
Это не было произведение,готовое и предназначенное к изданию;
это были дневниковые записи человека, разочарованного результатом
своей миссии на Земле. Необычайно одаренный,человек высочайших
принципов, Абай в своем произведении проходит путь от полнейшего
разочарования к постижению смысла добра и зла. Версия
понимания необычна... Есть над чем подумать...
Айтанур

Жил хорошо ли плохо, а пройдено немало.
В конфликтах да судах что только не сносил ...
В страданьях обострилась преклонных лет усталость...
Пресытясь суетой, я выбился из сил.

И, обнаружив бренность, бесплодность достижений,
Был вынужден признать никчемность бытия...
Чем мне заняться ныне, терзаясь униженьем?..
Ответ не нахожу. И озадачен я...

Народом править?.. Глупость! Власть люду - вечный недруг.
Пусть этот груз несет, кто сердцем не остыл,
(Приобретя духовный неисцелимый недуг)...
Меня ж, Бог упаси, то - не по мне посыл.

Преумножать богатства... - лишь тешиться обманом.
Пусть дети скот растят, чем "подпирать углы".
А я сим заниматься остаток дней не стану
На радость шельмецам - разносчикам хулы.

Заняться ли наукой.... Но как её постигнешь,
Раздумьем не делясь, что ново - не узнав?
Что толку,что бездарно в степи далекой сгинешь,
Вкруг наложив холсты, аршин в руке зажав?!!

Когда друзей не видишь, с кем делишь горе-радость,
Познанья - тяготят лишь и отравляют старость...

А может, посвящу я себя служенью Богу?..
Боюсь, и здесь душа не обретёт покой:
Какое благочестье в рассаднике порока,
Когда подлец - в чести, а праведник - изгой?!

Воспитывать потомство...И в этом нет призванья...
Чему и как учить? Смогу ли дать совет -
Где приложить достойно достигнутые знанья?
Не вижу сам... И здесь мне примененья нет...

И, наконец, решил я: бумаге и чернилам,
В остаток дней своих вверяю знаний свод.
Пусть, кто поймёт их смысл: в чем просвещенья сила -
Запишет или так запомнит мыслей ход.

А ежели народ мой воспримет их немило -
Останутся при мне... И нет иных забот!!!

II

Когда бы я казахов не любил -
Откочевал, чтоб их не видеть боле;
Не тратил зря своих душевных сил,
Не чувствовал ни горечи, ни боли...

Когда б любил... я б одобрял их нрав,
Нашёл бы, что моей душе по нраву,
И, утешенье старости познав,
Своей гордился нацией по праву.

Но нет того. Хотя и сам казах,
На сей вопрос ответить мне непросто:
Лишь влага с носа, слёзы на глазах...
Терзают душу горькие вопросы.

Хотя живу, живым себя не чту,
Досада ль на людей тому причина?..
Таясь от посторонних, горечь ту
Скрываю под смирения личиной:

Не весел смех, сержусь - а гнева нет,
Слова мои мне кажутся чужими;
Тепло не греет, тускл белый свет,
И мысли стали будто не моими...

В дни молодости я не допускал:
Как это можно свой народ оставить...
Любил и верил, смысл во всем искал...
Такую старость - мог ли я представить!?

Мечтал их образумить-обучить...
Узнал людей - угасло упованье.
Всё бросить, на чужбине жизнь влачить -
Лишь сложности и новые страданья...

Все чуждо. А в груди лишь пустота...
Но в глубине сознанья полагаю,
Что сей кошмар, обман и суета -
Есть некий путь души...(надеюсь, к раю...)

III

Примерно на Земле мильарда два людей,
Казахов же из них - считай, мильона два...
Живут, как Бог подал: кто свят, а кто злодей,
Хотя навряд ли кто избегнул воровства...

Есть в мире города, где люд - неисчислим;
Отважный мореход - планету обогнул!!
А мы, как стая псов, грыземся и следим,
Как бы ближайший наш - и глазом не моргнул !

Казахи испокон - кочующий народ
И ни с одним другим народом он не схож:
В познаниях, увы, - никак не полиглот,
Зато хвастлив порой - ну просто "в сердце нож"!!!

Ну как же нам забыть злословие, обман?
А ловкость проявлять - в достойном ремесле?
Ужель нам так и жить, и путь иной не дан,
Чем быть в хвосте других народов на Земле?!

Когда же, наконец, придут иные дни?..
На сто голов скота - глаза двухсот горят!
Из жадных цепких рук не выпустят они,
Пока не изведут и в прах не разорят!!

IV

Кто будет слушать нынче советы-назиданья?...
Тот - волостной, тот - бий... Я им ни враг, ни друг...
Они сочли,что знают законы мирозданья
И вправе всех учить и просвещать вокруг.

А если б знаний ради надумали послушать,
Опять же недосуг - забот невпроворот!!
Родни - что тараканов (всем надо что-то кушать..),
Начальству услужи... да не смути народ...

Богатые невежды - так те забот не знают
(Пусть на день им даны богатство и почёт)
Уверены в достатке: всем нужным обладают,
Чего недостает - приобретут за скот!

Их взоры - запредельны, а аппетит - безмерный;
Для них понятье честь - равно цене скота.
Дай волю, все на свете скупили бы, наверно,
И были б тем горды ... Святая простота!!

Бедняк - овцы смиренней, а норовит туда же:
«Не трогай лучше нас, других учи уму.
Из этих умных книжек - сурпу не сваришь даже».
Считает, если нищ - и знанья ни к чему!

А прочим лиходеям - дай жертву побогаче !
Советы-назиданья им не нужны тем паче...

V

Есть радость-утешенье (быть им прахом!)
Проклятием, висящим над казахом.

Встречая подлеца иль злодеянье,
Которого он сам не совершил,
Он радуется, словно оправданье
Нашёл всему,что в жизни нагрешил:

"Взгляните люди: ведь муслим он тоже,
А рядом с ним - я чист как ангел божий".
....Так он толкует заповедь Творца:
"Достаточно быть лучше подлеца".

Для Бога нет урода и красавца,
Есть верящий в добро и есть злодей.
Исправишься ль, равняясь - на мерзавца?!
Добру - у добрых учатся людей.
……………………………………………….
Другая "форма самоутешенья"...
Он говорит: «Я подл, ну и что ж?
Когда вокруг сплошные прегрешенья,
Порок мой - и грехом не назовёшь».

(Знать глупость иногда седоборода...)
Невесту успокоит ли жених,
Сказав, что вонь - болезнь всего рода,
Привыкнешь, мол, - смердит и от других?!
........................................................................
Инстинкт толпы - он в сути безрассуден...
Или Аллах не властен над толпой?!
Ищи свой путь, каким ни будь он труден,
Чем пробираться "тихою сапой".

Участвуй в скачках, но - победы ради;
Чем «как-нибудь» - уж лучше посиди.
Какая радость спрашивать: "Кто сзади?"-
Когда не счесть, кто мчится впереди?!!
.......................................................................
Глупцы найдут взаимопониманье,
А двое умных - будут враждовать...
Простор степи, взрастишь ли семя знанья,
И даст ли всход хоть крохотная пядь ?....

VI

Заведено среди казахов
Друг другу лестью угождать...
Найду ли я, слуга Аллаха,
(С своей привычкой досаждать)
Кого любить и уважать?...

Уважить бая?... Нет такого...
Кто есть - безлик, как старый крот:
Своих не видит, чтит - чужого;
Льстецам-пройдохам дарит скот
И мнит, что добр... (сумасброд!)

Уважить щедрого-мырзу бы...
Но кто здесь истый меценат?!
Все ж ...жаждут славы, стиснув зубы...
(Как будто щиплет - виноват -
Кошма солёная им зад!)

Управы, волостные, бии...
Все вкруг чинят безбожный суд:
Одни - купили власть , другие -
Подобострастно спины гнут...
(Иначе должность не дадут).

Ну как же сильных не уважишь?...
Но... все крепки в деяньях Зла!
На дело Доброе отважишь,
(Какая б польза ни была)
Скорей - аульного козла !

А может, с умным буду кроток
И почесть разуму воздам?...
Увы, где совесть - ум короток!
Он подлость не сочтёт за срам.
(Одно - спесив не по годам).

Убогий нищий проще судит,
Себя безгрешным не сочтёт...
Дай силы - и сноровка будет:
Всё что угодно, хоть помет,
Тишком прихватит-умыкнет!

Хитрец-шельмец, проныра липкий...
Ну! Этих просто не унять,
Пока не оберут до нитки!
Их "логику" легко понять:
"Не отдают - умей отнять".

Остался скромный (но не нищий),
Немил для всех, тихоня-бай:
Не ищет ссоры (мыши тише)...
Не хват, не рвач, не краснобай.

Стремится смысл найти в покое...
Он незлоблив, учтива речь,
Часть раздаёт, а остальное
От вора тщится уберечь.

Не любит важничать, хвалиться,
Что он для всех авторитет.
Придётся... за него молиться,
Других достойных, вижу, - нет!!

VII

Все знают: смертен человек.
Он в этом мире - гость, не боле.
Как долго чей продлится век,
Решать, увы, не в нашей воле:

Смерть - отрицает естество,
Не посылает вестового;
Не возвращает никого -
Ни старика, ни молодого.

Казах твердит кругом: «Бог - есть,
Рай - наградит, а ад - накажет».
Насколько верит в то - бог весть,
Он правды никогда не скажет.

Когда бы в это верил он,
Творил добро-не знал печали;
Прощал обиды,чтил закон...
Но где такого вы встречали?!

Нам сказано: есть РАЙ и АД-
Природа сущего двояка.
А значит, двойствен весь расклад,
Но понимает то не всякий.

Пророком сказанное чти -
Иначе ты не мусульманин;
Порокам Веру предпочти,
И канет в Лету мир страданий.

Увы, казах наш не таков!
Дай выбор - предпочтёт земное:
"Э-э-э. Аллах простит нас (дураков),
В другой раз выберу второе".

На смертном одре присягнет:
Клянусь, мол, не было такого...
И адский ж пламень не проймёт
Ханжу в обличии святого !!!

Един создавший нас Творец,
И для Него все - равно дети.
О чем же молишь ты, подлец,
Стремясь ограбить всех на свете?!

В чем здравый смысл твоих молитв:
«Отдай тебе - лишив другого?!"
Не мудр, - будь хоть совестлив...
Не чтишь, - хотя б побойся Бога!!

Ни образован, ни умён,
Двух слов не свяжет без подсказки,
А спорит надрывая связки!...
Ну право, "че-ло-век" ли он?!!

VIII

Казаха не волнует: есть ли связь,
Угодны ли его моленья Богу...
Он лишь встаёт и падает молясь,
Копируя движения другого.

Обходится с Всевышним, как с купцом,
Которому не возвращает ссуду:
«Вот что в наличьи есть, клянусь отцом,-
Из-под земли ж я скот не раздобуду».

И утруждать не будет он себя,
Ломать язык, вникать в смысл обученья.
Неочищенье Веры загодя
Он объяснит отсутствием уменья:

«Вот, всё что знаю. Мало, признаюсь.
Но в старости учёба не даётся.
Кто упрекнет,что Богу не молюсь?
А что язык коряв мой...обойдется..."



К вам, мусульмане, обращаю слово.
Кто беден - кто богат, кто болен - кто здоров...
А спросите причины такового -
Ответ на все один: "Наш грешный мир таков"...

Повсюду грабежи и скотокрадство,
А правота за тем, кто на доносы скор;
Даны плуту здоровье и богатство,
Зато честняга наш - и голоден и хвор.

Один умён, другой - глупец, и оба,
Увы, одной семьи заслуга и укор.
Забота,нежность... тут же - зависть, злоба...
Коварство и любовь - ведут извечный спор...

Наследия кровавые отрыжки
Лишь порождают месть и озлобляют нас:
Война - закон, а мир - лишь передышка .
Ведь такова, увы, реальность без прикрас...

Зло торжествует. Как, не лицемеря,
Нам убеждать других в могуществе добра?..
И здесь должны мы в Высший Смысл верить:
Задуманный сюжет - Сверхразума игра...

Мы верим в справедливость испытанья,
Свой укрепляя дух и Господу молясь.
В священных текстах истинные знанья:
Кто Веру не обрел - тот умер, не родясь...

Х

На разных языках в истории народов
Ведутся споры о Создателе-Творце...
Не объяснить всего "разумностью природы"...
Но эта тайна, знать, откроется в "конце"...

Для разума людей бессмысленно стремленье
Постигнуть истину по созданным вещам:
Земное бытие есть результат Творенья,
Творенья - Высших сил, непостижимых нам...

Когда цвета души размыты, блёклы, серы,-
Не виден чудный блик контраста ночи-дня.
Ученым не постичь без высочайшей Веры
Константу Истины земного бытия.

Ведомо чувством всё и даже, извините,
Без чувств не тянется к кобыле жеребец...
Для верующих Путь - не мысль, а НАИТИЕ,
И в этом Замысла-Творения ВЕНЕЦ !!!



Читатели (2384) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы