ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 52

Автор:
Глава 52


В сумерках позднего рассвета 1 января 1942 года танкисты 10-й танковой бригады с десантом автоматчиков на броне, отметив Новый год на заметённых снегом просёлках стычками с немецкими аванпостами, подошли к окраине Обояни. Надеялись, что в Обояни всё получится как накануне в Марьино. Однако получилось иначе. Когда голова колонны без разведки втянулась в казавшееся пустынным городское кладбище, во фланг из-за каменной ограды прогремел залп 75-миллиметровых короткоствольных орудий немецких САУ, а из окон всех каменных кладбищенских строений ударили немецкие пулемёты, скашивая десант.

Приземистые "штурмпанцеры" с самого начала войны зарекомендовали себя как самые неприятные противники для танков Т-34, гораздо более неприятные, чем Pz.IV. Летом "штурмпанцер" легко прятался в высокой траве или среди поля пшеницы. Зимой, присыпанный свежим снегом, он уже в пятидесяти метрах становился неразличимым среди сугробов, а в обороне, ведя огонь из-за каменных строений и маневрируя среди городских руин, "штурмпанцеры" были особенно опасны и трудноуязвимы в бою с танками противника, не поддержанными штурмовой авиацией и тяжёлой артиллерией.

И на этот раз огонь "штурмпанцеров" с близкого расстояния из-за каменных укрытий был плотным и точным. Быстро поняв, что продолжение боя самоубийственно, капитан Архипов отвёл колонну назад и остановился на почтительном расстоянии, в восьмистах метрах от кладбища. Снегопад продолжался. Кладбище скрылось из виду. Собрав командиров батальонов, капитан поставил задачу провести немедленную рекогносцировку обходных путей, после чего собраться на том же месте. Так и сделали. Обход Обояни справа по безлесной снежной целине был чреват разгромом с воздуха в случае улучшения погоды.
Предпочтительнее выглядел обход слева по пересечённой местности, однако здесь свободу манёвра сильно ограничивала река Псёл. Пока танкисты совещались, прилетели "Юнкерсы" и сбросили бомбы из-за облаков, где в синем небе сияло солнце.
Бомбы упали далеко и не причинили танкам вреда. Тем временем с северо-востока послышались звуки далёкой канонады. Это подходила с боем по другой дороге маршевая колонна 124-й стрелковой дивизии. Следом с востока заговорили гаубицы подтянувшейся за ночь артиллерии 10-й танковой бригады. Комбриг одобрил план капитана Архипова обходить Обоянь слева вдоль русла реки Псёл. Первым к стратегическому шоссе прорвался батальон танков Т-34 майора Пониваги. Подпустив его на близкое расстояние, три десятка "штурмпанцеров", прекрасно замаскированных среди присыпанных снегом развалин на южной окраине города, открыли беглый перекрёстный огонь. Разглядеть за пеленой снегопада постоянно маневрирующие среди развалин "штурмпанцеры" уже в пятидесяти метрах было почти невозможно, чего нельзя было сказать о танках Т-34.
Взятый разведчиками пленный показал на допросе, что в городе забаррикадировались три артдивизиона "штурмпанцеров" - всего около 50 машин - и что недостатка в боеприпасах у них нет. Майор Понивага послал вперёд мотострелков из десанта со связками гранат и с приказом разобраться с "штурмпанцерами". Мотострелков встретил сильный пулемётный огонь. Мотострелки залегли. А когда к ним стали пристреливаться ещё и немецкие миномёты, повернули назад.

Представитель штаба фронта, которому полковник Бутман-Дорошкевич доложил обстановку, безапелляционно заявил, что никаких "штурмпанцеров" в Обояни быть не может. Полковник язвительно возразил, что он не станет терять половину своих танков для того только, чтобы убедить представителя штаба фронта в материальности обнаруженных в городе самоходок, и приказал майору Пониваге трубить отбой. Танки батальона Пониваги вернулись к восточной окраине Обояни.

Двое суток танкисты 10-й бригады продолжали с разных направлений разведку боем, и всякий раз натыкались на огневую засаду из-за укрытий. Снегопад прекратился, и к неприятностям танкистов добавились налёты немецкой авиации. На третий день авиаразведка донесла, что со стороны Курска в сторону Обояни движется немецкая танковая дивизия, а со стороны Белгорода к городу выдвигается другая колонна мобильных войск противника. Положение 10-й танковой бригады и 124-й стрелковой дивизии в сорокакилометровом дефиле сделалось весьма неприятным.

Однако в штабе Юго-Западного фронта ничего не желали слушать и потребовали доложить к утру 5 января о взятии Обояни.
"Чем больше резервов противника вы при этом оттянете на себя, тем легче будет 38-й и 21-й армиям наступать на Белгород."

Танкисты, артиллеристы и пехота выполнили приказ. После артподготовки танки КВ атаковали кладбище и сровняли его с землёй. Танкисты майора Пониваги поддержали в цепях наступающей пехоты 124-й стрелковой дивизии нападение на Обоянь
с северо-востока. Автоматчики 10-й танковой бригады первыми прорвались в центральные кварталы. В четыре часа утра капитан Архипов доложил в штаб бригады, что южная часть Обояни очищена от противника, а в центральных и северных кварталах идут уличные бои.








Читатели (171) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы