ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 40

Автор:
ГЛАВА 40.


После короткого отдыха и осмотра боевой техники 112-я танковая дивизия выдвинулась к югу от Тулы. Командующий 50-й армией поставил генералу Гетману задачу возглавить ударную группу в составе 112-й танковой дивизии и 217-й стрелковой дивизи, усиленных 32-й танковой бригадой полковника Ющука, двумя батареями 447-го тяжёлого артполка и 34-м отдельным артдивизионом «катюш», перейти 11 декабря в наступление, нанося главный удар в направлении Струково, Ясная Поляна, Щёкино и – во взаимодействии с 290-й и 154-й стрелковыми дивизиями – вспомогательный удар в направлении Косая Гора. К исходу 11 декабря Гетману предписывалось доложить в штаб армии об освобождении Ясной Поляны и Щёкино.

Генералу Гетману было хорошо известно, что в Ясной Поляне располагается штаб танковой армии Гудериана, что потревожить себя в своём штабе Гудериан ему вряд ли позволит, и что ему, Гетману, поставлена неблагодарная задача атаковать Гудериана в лоб, в центре его позиции, где он сильнее всего, для того только, чтобы не позволить немецкому командарму отвлечь силы на фланги, где в наступление перешли главные силы 50-й армии, кавалерийский корпус генерала Белова и 10-я армия генерала Голикова. Исходя из этого, генерал Гетман и действовал, обращая мало внимания на погонялки из штаба армии и справедливо полагая, что штабисты Гудериана, убедившись в том, что последние надежды зазимовать в Туле рухнули, вынуждены будут в самое ближайшее время перебраться на зимовку в Орёл, сворачивая фланги танковой армии ближе к тыловым базам операций, поскольку зимовать в поле, да ещё с не обеспеченными соседями флангами, танковая армия не могла.

Наступление началось в 9 часов утра. Встретив жёсткий отпор аванпоста противника, забаррикадировавшегося в селе Михалково, Гетман окружил Михалково частью войск, а главные силы танков и мотопехоты с автоматчиками на броне бросил в обход на Струково. Бой за Струково был долгим и упорным. В полдень 12 декабря подошли подкрепления со стороны Михалково, где бой подходил к концу. Спустя два часа противник оставил Струково. Преследуя отступающего противника, танки и мотопехота Гетмана уничтожили и рассеяли на марше несколько его арьергардных отрядов и ранним утром 13 декабря вышли к деревне Горюшкино, где были встречены сильным миномётным огнём забаррикадировавшегося в деревне сильного гарнизона с противотанковой артиллерией. Генерал Гетман приказал командиру мотострелкового полка майору Галееву посадить на броню часть пехоты 217-й стрелковой дивизии генерал-майора Трубникова и наступать на Косую Гору. Командир немецкого гарнизона в Горюшкино дождался, когда полк Галеева отойдёт подальше, после чего сделал энергичную вылазку, прорвал заслон, оставленный Гетманом на дороге в Струково, и попытался уйти из мешка со стрелковым оружием и прорваться в Струково. Выслав следом несколько танков с автоматчиками на броне, Гетман частью уничтожил, частью рассеял прорвавшийся немецкий отряд по заснеженным лесам.

14 декабря Гудериан оставил Косую Гору и Ясную Поляну, а спустя ещё сутки – и Щёкино. Поставленная Гетману задача была, таким образом, выполнена им с опозданием на трое суток, зато без неоправданно больших потерь. В тот же день генерал Гетман получил приказ перебросить дивизию скорым маршем на правый фланг 50-й армии и принять участие в рейде мобильной группы генерал-майора Попова правым берегом Оки на Калугу.

Калуга, захваченная фон Клюге 13 октября, на пике большого осеннего наступления группы армий «Центр», была превращена им в главный плацдарм и базу для развития операций 4-й немецкой армии в обход Москвы с юга. Здесь предполагалось в крайнем случае зазимовать и возобновить наступление в летнюю кампанию 1942 года. К середине декабря город был превращён фон Клюге в укреплённый узел обороны на Оке с несколькими рядами траншей и окопов полного профиля, минными полями, проволочными заграждениями. На подступах к городу, в Титове, Турынине, Воротинске, других населённых пунктах были выставлены сильные гарнизоны, по батальону пехоты с артиллерией и миномётами. Все мосты через Оку выше и ниже Калуги по течению были взорваны. В самом городе разместились базы снабжения 4-й полевой армии и 43-го армейского корпуса. Здесь же были развёрнуты госпитали, ремонтные мастерские. Оружейные склады были полны. Всё это не предвещало скорой победы 49-й армии Западного фронта, получившей приказ Жукова атаковать немецкий плацдарм в лоб.

Этими соображениями и руководствовалось командование Западного фронта, приказывая командарму 50-й армии, пользуясь отсутствием
на левом фланге Гудериана сплошной обороны после неудачи с штурмом Тулы и фактической потерей связи 43-го армейского корпуса с главными силами танковой армии, скрытно вывести мобильную группу войск генерал-майора Попова правым берегом Оки в лесистый район южнее Калуги и атаковать город с тыла. В ночь на 12 декабря группа Попова (112-я танковая дивизия, 154-я дивизия генерал-майора Фоканова, 31-я кавдивизия подполковника Боисова, 447-й полк артиллерии РГК, дивизион «катюш» и рота фугасных миномётов) сосредоточилась в районе Зайцево, Ханино, Пятницкое. На рассвете, пользуясь метелью и сильным снегопадом, группа начала выдвижение к Калуге.

Двигаясь по просёлкам и бездорожью в обход укреплённых узлов обороны противника сквозь коридор, развёрнутый на флангах 258-й стрелковой дивизией полковника Сиязова и 290-й дивизией полковника Хохлова, а с тыла прикрываемая 154-й стрелковой дивизией, которую мобильные войска Попова обогнали в Ханино на марше, генерал Попов повёл колонну танков, артиллерии на гусеничном ходу и мотопехоты через безлюдные места между Некрасово и непроходимым лесом, начинающимся западнее Секиотово, а генерал-майор Фоканов повёл колонну пехоты с «катюшами» уступом вправо – через Юрово, Алексеевское, Ильинку к Пучково и Некрасово. 31-я кавдивизия выдвигалась своей колонной в район Тинино, Пучково. К исходу 20 декабря все три колонны вышли в район развёртывания в лесном районе южнее и юго-восточнее Калуги.

В 6 часов утра 21 декабря гром орудий возвестил начало короткой артподготовки, вслед за которой небо над Окой полыхнуло от залпа «катюш», явившегося сигналом к атаке. Танки атаковали по шоссе и в боевых порядках пехоты и конницы. Пехота с танками имела задачу прорваться к железнодорожному вокзалу, кавалерия с танками – прорваться к центру города, мотопехота с танками атаковала пригороды. Спустя 20 минут после начала атаки танки вышли к правому берегу Оки и открыли беглый огонь через реку. К танкам вскоре присоединились пулемётчики и миномётчики. В это время второй залп «катюш» накрыл узел железной дороги Калуга-Москва. Противник ответил огнём по наступающим боевым порядкам Попова из орудий и миномётов, развёрнутых на возвышенности в районе монастыря. Пехота Попова, прикрытая огнём через реку, двинулась на лёд. Первым ворвался в город батальон капитана Трефилова из 112-го мотострелкового полка. За батальоном последовал и весь полк, поддержанный танками, а за ними реку перешёл полк 154-й стрелковой дивизии. Охранный полк СС, контратаковавший пехоту генерала Фоканова во фланг и потеснивший её, был остановлен и отброшен танками.

Завязались уличные бои. Они были кровавыми и велись с крайним ожесточением. Противник подтянул к правому берегу Оки в районе Калуги из района Малоярославца 20-ю танковую дивизию и попытался окружить генерала Попова с тыла. Попов ввёл в бой резервы – полк 154-й стрелковой дивизии, танковый полк и разведбатальон из дивизии Гетмана и отразил первый натиск 20-й танковой дивизии. Напряжение боёв нарастало. Когда подошли главные силы 20-й танковой дивизии с артиллерией, а погода сделалась лётной и немецкие пилоты группами по 10-15 машин волна за волной стали бомбить и штурмовать позиции Попова на правом берегу, чаша весов здесь стала склоняться в пользу немцев. Утром 23 декабря немцы перешли в контрнаступление как в самом городе, так и на флангах у Попова на правом берегу Оки. К утру 24 декабря они заняли Пучково, Тинино и Ромоданово. Попов был вынужден перевернуть фронт в Калуге и, оставив заслон на левом берегу, бросить все танки с мотопехотой на фланги. Завязался жестокий встречный бой. Потери с обеих сторон были велики, но их никто не считал. К исходу 24 декабря Попов вернулся в Пучково, Тинино и Ромоданово. Перелом наступил 25 декабря, когда к полю сражения подошли колонны 290-й и 258-й стрелковых дивизий. Танки и мотопехота Попова вернулись на улицы горящего города и стали медленно, но неуклонно, квартал за кварталом теснить противника. Противник непрерывно контратаковал. 28 декабря, когда под контролем Попова было уже 20 кварталов, сопротивление противника стало ослабевать. В ночь на 30 декабря немецкий арьергард покинул город, отступив в северо-западном направлении.








Читатели (278) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы