ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Кампания 1942 года. Глава 21

Автор:

ГЛАВА 21.






6 января генерал-майор Неринг перевёл штаб 18-й танковой дивизии в колхоз «Воин», расположенный между Орлом и Мценском. Пока генерал-майор объезжал войска, начальник Оперотдела штаба дивизии майор Эстор записал телефонограмму из штаба армии. Генерал-полковник Рудольф Шмидт вызывал генерала Неринга к себе в штаб на утро следующего дня.

Прибыв в Орёл, генерал Неринг командующего в штабе не застал, Шмидта срочно пригласил к себе генерал Кюблер, сменивший с Рождества фельдмаршала фон Клюге во главе 4-й армии. Барон фон Либенштайн, сохранивший свой пост начальника штаба 2-й танковой армии и при новом командующем, усадил Неринга за стол: был подан горячий суп из куриных консервов. За завтраком генерал и полковник обсудили оперативную обстановку на правом фланге группы армий «Центр».

Обстановка выглядела очень серьёзной. В девяностокилометровую оперативную дыру во фронте, образовавшуюся вследствие обстоятельств непреодолимой силы, вынудивших отход войск 2-й танковой армии в юго-западном направлении, а войск 43-го армейского корпуса генерала Хейнрици – в северо-западном направлении, - русские ввели вслед за прорвавшим фронт 1-м гвардейским кавкорпусом генерала Белова значительные силы 10-й армии генерала Голикова. Теперь корпус Белова вышел правым флангом к Юхнову, а левым атакует Мосальск, а кавалерия и лыжники Голикова, не встречая сопротивления, устремились левее корпуса Белова в западном направлении и вот-вот перережут важнейшую рокадную железную дорогу Брянск – Занозная, выйдя к ней в 70 километрах юго-западнее Сухиничей, где забаррикадировался, заняв круговую оборону, генерал фон Гильза с 4000 человек, переброшенных в Сухиничи с Западного фронта в последних числах декабря. У фон Гильзы много раненых и обмороженных. Снабжение он теперь получает только по воздуху. Его солдаты с трудом акклиматизируются в русских снегах. Генерал Гудериан, предвидя подобный казус, в последние дни перед отставкой разработал план противодействия замыслу русских. Временно предоставив противнику свободу действий, Гудериан предполагал собрать в один кулак и консолидировать в Орле всю свою бронетехнику, сильно потрёпанную в ходе последнего неудачного наступления фельдмаршала фон Бока, после чего нанести удар во фланг и тыл по коммуникациям прорвавшегося севернее Орла противника, который к этому времени раскроет свои оперативные карты и обозначит направление главного удара. Гальдер и фон Клюге не дали Гудериану возможности реализовать этот план самому. Однако ничто не мешало воспользоваться этим планом новому командованию 4-й полевой и 2-й танковой армий. Именно об этом совещались сейчас в Юхнове генералы Кюблер и Шмидт.

Однако уже теперь было совершенно ясно, что без немедленной помощи извне генерал фон Гильза не удержит Сухиничи, этот бастион немецкой обороны в самом центре полосы неприятельского прорыва. В связи с этим генерал-майору Нерингу ставилась задача немедленно прорваться с усиленной 18-й танковой дивизией в Сухиничи и восстановить потерянную коммуникацию фон Гильзы с Жиздрой. В качестве усиления Неринг получал 208-ю пехотную дивизию генерал-майора фон Шееле, прибывшую с Западного фронта. Эту дивизию генерал должен был развернуть фронтом на восток по мере движения на север, обеспечивая тем самым свой тыл и правый фланг и закрепляя контроль над коммуникацией.

Неринг поинтересовался, в полном ли составе прибыла дивизия фон Шееле. Фон Либенштайн без тени смущения развёл руками и признался, что два пехотных полка из состава дивизии были в дороге изъяты и перенаправлены в 9-ю армию, где возник кризис в районе Сычёвки. Однако взамен этих двух полков Неринг получал один из пехотных полков 4-й танковой дивизии из армейского резерва.

- Ясна ли вам задача, генерал-майор? Тогда приступайте к исполнению приказа немедленно. Вам придётся преодолеть 200 километров по обледенелой и заснеженной дороге. Дай-то бог, чтобы фон Гильза продержался в Сухиничах до вашего прихода.

В тот же день дивизия Неринга выступила маршевой колонной на Жиздру. Пехота и артиллерия усиления, следуя за бронетехникой и мотопехотой во втором эшелоне, разворачивались вдоль рокадной дороги, идущей западным берегом Оки, фронтом на восток.

До Жиздры добирались девять суток. Грузовики и гусеничная техника то и дело останавливались, проваливаясь в глубокий снег по оси и садясь днищем на скрытые под снегом обледенелые колдобины. В час делали не более двух километров. Гораздо лучше шли дела у пехотинцев, реквизировавших в окрестных колхозах сани-волокуши с впряжёнными в них низкорослыми, но выносливыми лошадьми. Этот транспорт продвигался со скоростью пять километров в час, и генерал Неринг, не мудрствуя, пересадил свою мотопехоту из грузовиков в сани.

16 и 17 января дивизия сосредоточилась в Жиздре и приняла средства усиления, прибывшие по железной дороге из Брянска. 18 января группа Неринга выдвинулась из Жиздры в сторону Сухиничей маршевой колонной в предбоевом строю. Левый фланг прикрывал, двигаясь уступом влево, 12-й пехотный полк полковника фон Люттвица. Правый фланг и тыл прикрывали, разворачиваясь фронтом на восток, части 208-й пехотной дивизии. Весь район продвижения впереди и с флангов патрулировали разведотряды лыжников. Низкая облачность препятствовала проведению воздушной разведки. Расчищая сугробы на своём пути самодельными снегоочистителями, группа генерала Неринга двигалась по ничейной территории навстречу неизвестности.





Читатели (210) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы