ОБЩЕЛИТ.COM - ПРОЗА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение. Проза.
Поиск по сайту прозы: 
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте прозы
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль

 

Анонсы
    StihoPhone.ru



Человек в очках переходит улицу

Автор:
Автор оригинала:
Осокин Олег
Солнечное утро- вот, что было важно для жителей Лиссабона в то безмятежное время. Велосипедисты неторопливо проезжая мимо поздоровались с сидевшими в кафе дамами. Официанты в накрахмаленных рубашках с улыбкой приносили публике чай или яичницу. Где-то далеко вопил клаксон автомобиля. Теплый ветерок вдыхал жизнь в паруса яхт, бороздивших бухту. Чайки, изредка покрикивая, парили в голубом небе. Со спокойным величием шла на прогулку в парк публика: тучные господа, помахивающие тростью, под ручку со своими женами. Молодежь стайками оккупировала набережную.
Оккупировала… Странно, что Эрнест употребил именно это слово. Тот день часто повторялся для него в ночных кошмарах. Первый день войны. Руины городов. Пожары. Германия оккупировала Польшу. Под Познанью погиб брат Эрнеста. Погиб глупо и бесполезно. Пытаясь остановить германскую моторизированную колонну. Так думал тогда Эрнест. Так думали тогда многие. Спустя две недели только чудом по поддельным документам Эрнесту с семьей удалось добраться на пароходе до нейтральной Дании. Никогда уже не забудется давка на пирсе, состояния предлагаемые за место на корабле, глаза несчастных, оставшихся на берегу, с невыносимым мучением глядевшие вслед кильватеру исчезающего спасения.
Затем были скитания по Дании и апрель сорокового… Их с семьей арестовали через несколько дней после оккупации… Опять это слово! Тут их разлучили. Жену и дочь направили в лагерь куда-то в Австрию. С тех пор о них не было не единой весточки. Эрнест помотался по лагерям в Западной Германии и Франции, пока в начале сорок второго не бежал. Его жизнь круто изменилась, когда он попал в отряд испанских партизан на юге Франции, известных, как “маки”.
Теперь Эрнест участвовал в Сопротивлении. Уже больше года он выполнял задания некоего гениального вождя повстанцев, руководившего деятельностью многих партизанских отрядов по всей Европе: в фашисткой Италии, поверженной Франции, Германии, Польше и даже в нейтральных Испании, Турции и Португалии. Кто этот человек была тайна. Эрнест знал только имя (а может кличку)- Янек. В лицо его никто не видел. Янек всегда присылал письма с инструкциями на явочные адреса. По его указаниям был завербован капитан немецкой субмарины в нужный момент отдавший приказ экипажу капитулировать и позволивший захватить свой корабль десантной группе союзников. На подводной лодке были захвачены так необходимые шифровальная книга и ключи к ней. Именно Янек указал на предателя в рядах Сопротивления. Осуществляя задумку Янека, повстанцы выводили через секретные тропы в Пиренеях группы евреев в нейтральную до поры Испанию. Да, Янек очень много сделал для свободы Европы.
Сегодня наступил возможно самый важный день в жизни Эрнеста. Месяц назад он получил ответственейшее задание, и вот через несколько минут оно должно быть завершено. Ставки очень велики. Необходимо ликвидировать видного члена фашисткой партии Португалии некоего Луиша Корзоду. Он со своими сторонниками готовил военный переворот в стране, чтобы в дальнейшем втравить ее в войну на стороне Гитлера. Не вызывало сомнения, что затем зажатый со всех сторон Франко, испытывая колоссальное давление Берлина и имея под боком воюющую Португалию наконец открыто выступит на стороне зла. Тогда баланс сил на Средиземноморском театре военных действий резко изменится. Испанцы могут быстро захватить Гибралтар. Их армия в Марокко нанесет удар по войскам союзников. Флот блокирует пролив. Португальцы из своих колоний в Анголе и Мозамбике в силах атаковать и разгромить вооруженные силы ЮАР, и тогда судьба всей Африки повиснет на волоске.
И повинен в этом будет один человек- тридцати двухлетний адвокат из Порту Луиш Корзода.
Сначала Эрнест хотел просто устроить нападение на загородную виллу Корзоды. План был простой: приехать на двух черных “мерседесах” и искрошить из автоматов Томпсона проклятого фашиста. Не состоялось. В день покушения Эрнест, наблюдавший за предполагаемой жертвой, увидел его в кругу семьи. На коленях у Луиша, сидевшего в кресле на веранде, непоседливо вертелась его дочь. Молодая жена в сиреневом платье, как раз вышедшая из дверей особняка, поставила на столик запотевший от холода графин с апельсиновым соком. Эрнест, притаившийся на дереве за оградой, опустил бинокль и закрыл глаза. Ему так же как и Луишу недавно исполнилось тридцать два. Своей жене на день рожденья Эрнест подарил точно такое же сиреневое платье. И девочка. Как она напоминала малютку Изабеллу- дочь Эрнеста. Когда-то, казалось вечность назад, они всей семьей также сидели на крыльце хутора под Краковом и пили апельсиновый сок. Может быть этот Луиш и был Эрнестом? Добрый с дочерью, улыбчивый симпатичный мужчина в жилетке персикового цвета. Эрнест следил за ним несколько дней подряд. Вежливый человек, имеющий обширный круг знакомств. Галантный кавалер. На улице с ним часто здоровались люди. Молодые офицеры почтительно склоняли головы, пожилые зажиточные горожане добродушно кивали. Девушки, краснея глядели ему вслед. У церкви Луиш подал милостыню нищим. Что же он за человек? Ведь раньше Эрнест представлял его фашистским монстром, купающимся в крови невинных палачом, мрачным чудовищем, извергом, рвущимся к власти по телам соплеменников. Все не так. Луиш был симпатичен Эрнесту. Но лишь этот, светский, домашний Луиш. Луиш- человек. Но ведь был еще и Луиш- фигура. Луиш, готовый организовать мятеж войск. Луиш рассылающий крамольные письма генералам. Луиш, посещающий казармы и болтавший с солдатами гарнизона. Луиш, за бренди и сигарой в клубе проповедующий фашистские идеи молодым лейтенантам. Этого Луиша необходимо срочно ликвидировать. Но сделать это на глазах его жены и дочери Эрнест не мог. Поэтому сегодня утром, когда Луиш пойдет в министерство юстиции, его убьют.
Эмоции Эрнест спрятал глубоко внутри себя. Он- враг. Долг Эрнеста сделать это… Но вот вдалеке показалась знакомая фигура. Вдоль набережной шел высокий человек в летней панаме, легком пиджачке и с папкой под мышкой. Солнце играло в стеклах его очков. Луиш Корзода. Эрнест затушил сигару- условный знак. Жубер и Анри двинулись с разных сторон к условной точке перехвата. Один шагал за жертвой шагах в тридцати неотвратимо приближаясь. Второй шел навстречу. Человек в очках остановился напротив кафе, в котором сидел Эрнест, готовясь переходить улицу. Он пропустил проезжающий автомобиль и ступил на мостовую. Эрнесту стало трудно дышать. Тут неожиданно из-за угла, скрипя тормозами выскочил темно синий “опель”. Молодец Гильерме, не подвел! Во время! Жубер и Анри выхватили револьверы и почти в упор всадили в Кордозу по обойме. Луиш упал. Несколько пуль попали уже в лежащего. Поднялся крик, началась паника, завизжали дамы, раздался робкий свисток полицейского. Убийцы вскочили в подлетевший “опель” и умчались. Эрнест посмотрел на неподвижное тело и сложил газету. Этот знак означал, что в помощи второй подстраховочной группы, ожидавшей сигнала в случае какой-либо осечки добить адвоката, нет нужды. Кордоза был мертв.
Эрнест поднялся, положил на стол купюру и пошел прочь. Лицо его было спокойным. Солнце поднялось уже высоко. Начинался еще один день войны.



Читатели (787) Добавить отзыв
 

Проза: романы, повести, рассказы